Римская империя в современном Нью-Йорке? Утопия в нашем рациональном и приземленном мире? Параллели на политическую борьбу в Древнем Риме и США XXI века? Почему нет, если ты – Фрэнсис Форд Коппола.
Об этом фильме много говорили еще со времен Каннского кинофестиваля, где состоялась его премьера. И вот и в украинских кинотеатрах стартовал показ «Мегалополиса» – о противостоянии прогрессивного архитектора и консервативного мэра. Картины, над которой режиссер работал последние 40 лет и перерабатывал сценарий почти 300 раз. И тут, похоже, сработала пословица: лучшее – враг хорошего. Кинокритики не могут прийти к согласию: это гениально или кошмарно? Это хаос или какая-нибудь непонятная «плебсу» идея? Поэтому лучше картину можно охарактеризовать цитатой другого мэра: «Поймут не только лишь все».
А чтобы фильм стал более понятным, журналист Коротко про подготовил несколько фактов, которые помогут либо до просмотра, либо после.
На месте визионера Катилины Фрэнсис Форд Коппола явно видит себя - ведущего человечество к возрождению. Кадр из фильма
Сюжет: весь мир насилия мы разрушим
Его тоже лучше вынести отдельно, потому что за два часа хаоса на экране мысли могут спутаться.
Гениальный архитектор, визионер и романтик Цезарь Катилина (Адам Драйвер) придумал новый строительный материал, за который получил «Нобелевку». С помощью этого материала он планирует превратить старый Нью-Йорк (который в фильме играет роль Рима) в новый, утопический Мегалополис, где все жили бы счастливо. Правда, для этого ему нужно снести старый город.
Мэр Франклин Цицерон (Джанкарло Эспозито) не в восторге от этой идеи и хочет помешать прогрессивному Катилине. Его здоровый консерватизм и скепсис, возможно, бы и сработали, но родная дочь Цицерона – Джулия (Натали Эммануэль) – влюбляется в Цезаря и переходит в его компанию, чтобы вместе строить город будущего.
Кроме этого, на события влияют и другие персонажи: кузен Катилины – Клодио (Шайя Лабаф) – влюблен в Джулию и завидует Катилине во всем, поэтому пытается прорваться к власти и богатству, сплачивая вокруг себя бедных избирателей популистическим лозунгом – «Сделаем Рим снова великим!» (Аллюзия на Трампа настолько сильна, что читается даже далекими от политики людьми). А также представитель крупных капиталов старый патриций-банкир Гамильтон Красс ІІІ (Джон Войт) и журналистка Вау Платинум (Обри Плаза) – олицетворение продажных медиа.
С таким составом "Мегалополис" превращается в банальную "борьбу прогрессивного против замшелого и лицемерного" и выливается в гражданскую войну на улицах города.
Мэр и местная знать не поддерживают революционные идеи молодого архитектора. Кадр из фильма
Чем вдохновлялся Коппола: от римлян и масонов до выборов президента США
Прежде всего, это Римская империя. Тренд из соцсетей «Насколько часто ты думаешь о Римской империи» не обошел стороной даже 85-летнего режиссера.
«Как часто я думаю о Древнем Риме? Очень много, поскольку Римская республика послужила примером для моей страны Америки и ее институций и стала источником вдохновения для моего будущего фильма «Мегалополис», пишет Коппола в своем Instagram. И объясняет, что его захватывает борьба между политическими партиями, во время которой интересы республики уступили амбициям кучки рвавшихся к власти влиятельных людей, готовых пожертвовать даже конституцией.
В частности Коппола отсылает нас к «Заговору Катилины» – неудачному вооруженному восстанию римской знати в 60 годах до н. э. Организатор – аристократ Луций Сергей Катилина стремился захватить власть, опираясь на поддержку бедного и недовольного населения. В фильме персонаж Катилины, хоть и не организует выступлений, но так же хочет изменить социальное устройство, потеснив правление аристократической верхушки. Эдакий лайтовый вариант социализма.
На такие левые взгляды Коппола вдохновили также труды "левого" американского антрополога и анархиста Дэвида Гребера, которые режиссер штудировал, чтобы лучше показать политические и экономические аспекты власти.
Читал «Игра в бисер» Германа Гессе – о духовной катастрофе человечества, которую пытаются возродить интеллектуалы. Тоже своего рода утопия. Не обошлось и без главного футуролога современности – Фрэнсиса Фукуямы с книгой «Истоки политического порядка. С древнейших времен до Французской революции».
А еще персонажи фильма будут цитировать Марка Аврелия – римского императора, последователя философии стоицизма. И Шекспира. Если узнаете цитаты и отсылки, можно с гордостью считать себя высокообразованными людьми.
Продвинутый зритель также найдет в фильмах намеки на масонов (недаром на одном из постеров Цезарь Катилина изображен со сияющим молотом – намек на духовно-нравственную организацию «свободных каменщиков»), да и утопические идеи часто ассоциируются с масонами.
Клодио (Шайя Лабаф) хочет всего и сразу: богатства, славы, власти и немедленного исполнения своих прихотей. Кадр из фильма
Фильм не окупится, но деньги – ничто. Имидж – все
Такая сбивчивая история с таким глубоким древнеримским бэкграундом почему-то не вызвала интерес у больших студий, поэтому никто не спешил спонсировать этот мегапроект. Тогда Коппола вложил в производство свои собственные 120 млн долларов – продал две свои винодельни и виноградник. И это еще раз доказывает нам, что иногда человеку столь важно донести до широкой общественности свое мнение, что он готов на любые жертвы. Жаль только, что широкая общественность вряд ли поймет этот гениальный замысел. И вряд ли картина окупится в прокате.
Да разве это важно, если перед нами фактически самое дорогое авторское кино всех времен и народов? Воплощение мечты длиной в 40 лет того стоит. А если «плебс» не оценит гениальный замысел режиссера – что ж, режиссер продолжит работать и для «плебса», и для «патрициев», ибо такова судьба всех гениев – быть непонятными при жизни, но творить до конца.
Костюмы – одно из самых ярких впечатлений от картины. Обри Плаза в качестве продажной журналистки. Кадр из фильма
Все так запутано, ради чего смотреть?
Смотреть ради прекрасного звездного каста. Кроме вышеупомянутых звезд, в фильме также сыграли Дастин Хоффман, Лоренс Фишберн, Джеймс Ремар, Кэтлин Хантер, сестра Копполы – Талия Шайр (та же Конни из «Крестного отца»), Джейсон Шварцман.
Смотреть ради невероятных костюмов. Благодаря имм, кстати, хорошо видно, куда пошли деньги. Идеей художника-костюмера было сделать нечто среднее между древнеримскими тогами и современной офисной одеждой. В то же время использовалась лишь ограниченная цветовая палитра – золотой, черный, белый и пурпурный (который был в Древнем Риме символом власти, статуса и состоятельности).
Одежда персонажей здесь играет одну из ключевых ролей – то подчеркивает золотом манящую и продажную душу, стремящуюся только к деньгам, то черным цветом намекает на высокодуховный аскетизм, то глубоким пурпуром воплощает крайне закостеневшее провластное мышление. Кстати, белый цвет не будет символизировать здесь чистоту и невинность, а скорее подчеркивать обман персонажей, которые таким образом будут пытаться прикрыть свои черные намерения. У художника по костюмам – Милен Канонеро – уже есть четыре «Оскара», и в «Мегалополисе» ее работа тоже заслуживает сверхвысокой оценки.
Также «Мегалополис» заставит вас тоже начать думать о Римской империи и, возможно, даже прочитать больше о ее истории, философии или выдающихся деятелях.
И как у хорошего вина всегда есть послевкусие, так и у фильма Копполы - просто его начинаешь ощущать не сразу после просмотра, а уже пытаясь осмыслить "что же это я посмотрел"? И тогда открываются совершенно новые горизонты того, что хотел нам сказать автор.