Фискальные риски 2025 года. Как их оценить?
Фискальные риски 2025 года. Как их оценить?

Фискальные риски 2025 года. Как их оценить?

Фискальные риски 2025 года. Как их оценить?

В только что подготовленном проекте бюджета на 2025 год значительное внимание уделено фискальным рискам и их влиянию на показатели государственного бюджета 2025-го. Фискальные риски — это факторы, которые вызывают отклонение фактических показателей госфинансов от прогнозируемых.

В международной практике оценка и обнародование фискальных рисков — неотъемлемые элементы любого планирования и отчетности. Не стоит в стороне и наш Минфин, уделяя этим рискам заметное внимание в специальном отчете, подготовленном к проекту бюджета 2025 года.

Согласно отчету, в целом ситуация стабильна ключевые риски, присущие банковской деятельности, остаются умеренными, а запасы капитала и ликвидности с высокой вероятностью гарантируют непрерывность работы банковской системы даже в условиях продолжительной войны. Нынешний уровень собственного капитала банков позволяет им покрывать ключевые риски: кредитный, рыночный, операционный.

Что касается качества активов банков, то специалисты Министерства финансов акцентируют внимание на том, что доля неработающих кредитов (NPL) в банковском секторе остается высокой: по состоянию на начало июля этого года она составляла 34,6%. Хотя за первое полугодие 2024-го объем NPL сократился на 4,2 млрд грн относительно показателя на начало года.

Авторы Отчета о фискальных рисках отмечают и высокую прибыльность банков, которая формируется под влиянием высоких чистых процентных доходов, незначительных отчислений в резервы по кредитным убыткам и операционной эффективности банков. Так, по итогам 2023 года, банки получили 82,8 млрд грн чистой прибыли, уплатив 76,2 млрд грн налога на прибыль предприятий по ставке 50%. А уже в январе—июле 2024 года объемы чистой прибыли выросли до 93,6 млрд грн. Этому способствовали как рост прибыльности банковской деятельности, так и уменьшение налоговой ставки до 25% для прибылей, генерируемых в 2024-м.

И здесь стоит остановиться, потому что, на мой взгляд, структура прибыли банков нездоровая, а это усиливает зависимость финансового положения банков от ситуации с бюджетом и приводит к значительным расходам государственных средств на поддержку банковской системы Украины. Так, в структуре процентных доходов банков в первом полугодии 2024 года доходы по государственным инструментам занимали более половины, а именно: 25% общих процентных доходов дали проценты по депозитным сертификатам НБУ и 27% — проценты по ОВГЗ. А процентные доходы банков, полученные от кредитования бизнеса, были даже меньше доходов по депозитным сертификатам НБУ.

Всего из сметы НБУ (а опосредованно — из государственного бюджета) в пользу банков было выплачено 91 млрд грн в 2023 году и 56 млрд грн в январе—августе 2024-го в виде процентов по депозитным сертификатам НБУ.

По моему мнению, в Отчете о фискальных рисках следовало бы отметить факт роста расходов государственного бюджета на поддержание процессов банковского кредитования в условиях, когда банки минимизировали свою кредитную функцию, тормозя восстановление экономической деятельности. Так, объемы бюджетного финансирования программы «Доступные кредиты 5–7–9» составляли 2 млрд грн в 2020-м и 2021-м, 7 млрд грн в 2022 году, 16 млрд грн в 2023-м и 18 млрд грн в 2024 году. В рамках этой программы государственная поддержка предоставляется путем частичной компенсации процентных ставок по банковским кредитам субъектам предпринимательства.

Отход банков от их классической кредитной функции привел к тому, что сейчас около половины чистого гривневого кредитного портфеля банков формируют кредиты по льготным государственным программам, а во время полномасштабной войны около 90% новых кредитов для бизнеса выдавались именно по этим программам.

Однако в дополнение к этой проблеме повышение учетной ставки НБУ в два с половиной раза в июне 2022 года и ее очень медленное снижение с тех пор породили еще одну проблему для государства — постоянный рост потребности в бюджетных средствах для частичной компенсации процентных ставок по кредитам, предоставленным в рамках программы «Доступные кредиты 5–7–9». Несмотря на то, что бюджетом предусмотрено 18 млрд грн бюджетных ассигнований на компенсацию процентных ставок в 2024 году, бюджетная задолженность перед уполномоченными банками по этой программе составила 4,9 млрд грн на середину 2024-го.

По этому поводу стоит напомнить, что с июня 2022 года учетная ставка НБУ находится на реально положительном уровне уже 27 месяцев, что является одним из самых длительных в мире периодов монетарной жесткости с 2020 года. В 2023 году среднемесячная реальная учетная ставка в Украине (ex-post) составляла 9,1% годовых, что также является мировым рекордом. А среди стран с формирующимися рынками средний уровень реальных процентных ставок (ex-post) в прошлом году составлял всего +1,0% годовых.

Реагируя на вызовы бюджетной задолженности по кредитным программам, Министерство финансов выдвинуло ряд инициатив по сокращению дефицита финансирования программы «5−7−9». В частности, предусмотрено:

  • исключить из программы крупные предприятия;
  • уменьшить базовую процентную ставку по кредитам на 3−5 п.п.;
  • снизить максимальный размер кредитов на оборотные средства с 60 млн грн до 5 млн грн для неприоритетных направлений;
  • четко определен нижний диапазон средних предприятий (с годовым оборотом от 10 до 20 млн евро).

Реализация этих инициатив уменьшает потребности в бюджетных средствах на поддержку льготных кредитных программ, но с высокой вероятностью окажет негативное  влияние на восстановление экономической деятельности после кардинального сокращения реального ВВП в 2022 году. Это также усложнит процессы восстановления энергетической и транспортной инфраструктуры, а также производственных мощностей предприятий после разрушительных атак врага и затормозит внедрение предприятиями технических и экологических стандартов ЕС. В дальнейшем усовершенствование дизайна льготных кредитных программ, поддерживаемых правительством, следует сопровождать и действенными мерами Национального банка, ориентированными на восстановление рыночного кредитования банками национальной экономики.

Для минимизации влияния на показатели государственного бюджета фискальных рисков, связанных с функционированием финансового сектора, правительство считает необходимым:

  • имплементировать задачи, определенные Стратегией развития финансового сектора Украины;
  • обновить стратегию реформирования банков государственного сектора экономики;
  • провести независимый анализ качества активов банков (independent AQR);
  • модифицировать стратегии деятельности государственных банков с учетом продолжительных условий неопределенности в сфере безопасности;
  • внедрить более эффективные механизмы решения проблем неработающих кредитов банков;
  • совершенствовать инструменты контроля над инфляцией и обменным курсом гривни;
  • способствовать сохранению устойчивости и эффективности системы гарантирования вкладов населения;
  • обеспечить развитие инновационных финансовых решений (удаленной идентификации и верификации, нового поколения системы электронных платежей, новых форм подачи отчетности и др.);
  • развивать инструменты надзора в части анализа и оценивания рисков в финансовом секторе.

Согласен с перечисленными стратегическими установками правительства. Но хотел бы обратить внимание и на то, что в текущих дискуссиях по вопросам налогообложения прибылей банков (по ставке 25 или 50%) следовало бы учитывать существующие диспропорции банковской системы Украины и образование значительной части прибылей банков за счет государственных средств. В этом смысле полезным может быть и международный опыт налогообложения чрезмерных прибылей банков и предприятий нефтегазового сектора.

В мировой практике налоги на чрезмерную или непредсказуемую прибыль — это специальные налоги, взимаемые правительствами с компаний и лиц, получивших значительные прибыли вследствие непредвиденных обстоятельств. Специалисты МВФ в 2022 году показали, что такие налоги — это инструмент эффективного налогообложения экономической ренты, которая часто является результатом монополистической власти или неожиданных событий, таких как пандемии, войны, стихийные бедствия; именно эти события во многих случаях создают условия для получения сверхприбылей некоторыми секторами или компаниями.

В Европе повышенные налоги на доходы финансового сектора практикуют в Италии, Испании, Чехии, Венгрии и Литве. В Италии в дополнение к обычному налогу на прибыль банки платят 40% собственной процентной маржи. В Чехии банки вносят в бюджет как стандартный налог на прибыль, так и 60% чрезмерной прибыли, определяемой по специальной методике. Украина уже успешно апробировала 50-процентную ставку на прибыли банков, сгенерированные по итогам 2023 года.

Все приведенные выше факты и обоснования однозначно свидетельствуют о необходимости как изменения основополагающих подходов к политике денежно-кредитного регулирования в Украине, так и временного налогообложения прибыли банков по повышенной ставке 50%.

Источник материала
loader