С 10 октября в кино стартовал показ сатирического феминистского боди-хоррора «Субстанция» с Деми Мур и Маргарет Куолли в главных ролях. Этот нашумевший проект уже получил приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, всеобщее признание критиков и тезисы в стиле «лучшая роль Деми Мур за много лет». В рецензии ниже рассказываем, почему просмотр этого фильма вы запомните надолго.
Плюсы:
замечательное по своей форме кино; выдающиеся перформансы от Маргарет Куолли и особенно Деми Мур; лента полностью реализуется в заявленном жанре боди-хоррора; ярко раскрывается тема женских фобий сквозь призму возраста и давления неблагоприятных обстоятельств; Корали Фаржа не забывает остроумно шутить;
Минусы:
к содержанию возникают определенные вопросы; здешнюю сатиру точно не назовешь тонкой; из-за вопиющей гротескности сюжет предполагает много условностей, на которые не так просто закрыть глаза; когда Корали Фаржа пытается дать взбучку патриархальному обществу, которое диктует свои правила, это не всегда работает, ведь по крайней мере в публичной плоскости шоубиза ситуация несколько изменилась; концовка скорее портит общее впечатление;
«Субстанция» / The Substance
Жанр сатирический боди-хоррор
Режиссёрша Корали Фаржа
В ролях Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Квейд, Джозеф Балдеррама, Хьюго Диего Гарсия, Оскар Лесаж, Филип Шурер, Гор Абрамс
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Когда-то, на пике своей карьеры, суперзвезда Элизабет Спаркл удостоилась именной звезды на Голливудской аллее славы и даже получила «Оскар», а сейчас ведет популярное фитнес-шоу на телевидении. Но в свой 50-й день рождения она узнает, что коварный продюсер в красочном пиджаке Харви задумал найти ей замену — более молодую, сексуальную и привлекательную ведущую. Не желая сгинуть в небытии, женщина решает воспользоваться неожиданным предложением — сделать «лучшую версию себя» с помощью инъекции специальной субстанции.
Но этот отчаянный шаг требует от Элизабет и ее молодого, идеального «клона» соблюдения определенных процедур — каждые 7 дней они должны менять друг друга — пока одна живет своей жизнью, другая находится без сознания. К тому же младшая версия, взявшая себе имя Сью, нуждается в специальном стабилизаторе, который добывается из позвоночника старшей. Проблемы начинаются, когда Сью откровенно злоупотребляет отведенным ей временем и решается потреблять все больше и больше вещества из тела Элизабет. В итоге это приводит к катастрофическим последствиям.
Как нельзя лучше характеризует «Субстанцию» меткая цитата из издания Indiewire на нецензурированной версии официального украинского постера: «Абсолютно, бл*яха, безумный». Оно так и есть — лента французской постановщицы Корали Фаржа — это концентрированный шок-контент, который вы запомните надолго.
Очевидно, что Фаржа вдохновлялась классикой 70-х—80-х, в том числе откровенной категории Б. Здесь ощутимо влияние мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга (не лишним будет вспомнить и причудливое «Общество» Брайана Юзна), кинговских «Кэрри» от Брайана де Пальмы и «Сияния» от Стэнли Кубрика. Собственно, у Фаржа выразительный формализм, который почти сразу бросается в глаза, превалирует над содержанием. Авторка «Субстанции» торжествует как режиссер и не блещет как сценарист, так что награду в Каннах можно считать злой шуткой.
Лента апеллирует к патриархальному обществу и навязанным им же стандартам женской красоты и молодости, а также к жертвенности, на которую вынуждена пойти женщина ради собственных амбиций, но по большей части — соответствия этим запросам и стандартам. Что ж, подобные претензии к похотливым дедам в офисах на высоких должностях вполне обоснованы. Но настолько ли метки, чтобы ими восхищаться?Да, при выборе на должность секретарши между молодой девушкой и более опытной и профессиональной, но старшей претенденткой победа далеко не всегда будет за опытом (этот момент обыгрывался в культовых «Друзьях», правда, наоборот с точки зрения гендерных ролей). И выбор этот делается нередко мужчинами-боссами. Впрочем, по крайней мере в публичной шоу-бизовой плоскости, о которой условно говорится в фильме, мир несколько изменился.
Во-первых, пресловутая вайнштейновщина обсосана уже со всех сторон. Во-вторых, однобокий запрос на красоток с обложек с точеной фигурой — это точно не про сегодня. Давно прошли времена «Спасателей Малибу» (и тут мы снова вспоминаем «Друзей»), проектов калибра «Стриптизерш» или хотя бы провокационных клипов, которые были завсегдатаями на ТВ в нулевые.
Мужской половой орган, например, в кино мелькает уже как минимум не реже, а с учетом сериала «Пацаны», может даже и чаще, чем обнаженное женское тело. Предложенная в сюжете аэробика с сексуальным подтекстом — позавчерашний анахронизм, которому место где-то в 80-х (а более современный пол дэнс давно вышел за рамки банальных стрип-клубов). Даже Disney переосмысливает своих культовых анимационных героинь вроде Русалочки или Белоснежки таким образом, чтобы у зрителя в последнюю очередь возникло желание их сексуализировать.При выборе кандидаток на ведущие роли, в том числе мужчинами, теперь руководствуются различными критериями, но не размером груди или упругостью ягодиц. Сравните киношную Лару Крофт образца 2001/2003 и 2018 годов. Создателям постеров очередного экшен-фильма с Миллой Йовович больше не нужно увеличивать грудь актрисы в фотошопе.
Акцентирование на соблазнительных формах, освещенное в ленте Фаржа, сейчас потерпело безоговорочное поражение и является моветоном. Поэтому заряженная сатирой пушка здесь порой стреляет холостыми. Еще и стрельба эта происходит будто из базуки по мухам. Об этом навязчивом насекомом, кстати, здесь упомянуто не зря.
Что касается эйджистских упреков, то, опять же, на этой проблеме также стоит заострять внимание, ведь она реально существует. Но в такой своей форме фильм больше похож на глубоко личную обиду автора на общество и выглядит как ее вендетта. И это не идет на пользу.
Но и здесь существует обратная сторона медали. 57-летняя Николь Кидман по-прежнему не только активно снимается в топовых проектах, но и сама продюсирует, еще и позволяет себе роли, где вступает в половую связь с парнем почти вдвое моложе себя (речь идет об эротическом триллере Babygirl, который также получил отличную прессу). 51-летнюю Кейт Бекинсейл, с которой буквально на следующей неделе выходит шпионский экшен Код «Черная канарейка»», даже несмотря на отсутствие «Оскара», никто не пытается заменить на более молодую и типа более привлекательную версию. Что уж говорить о 78-летней Долли Партон, которая на одном из вариантов обложки прошлогоднего альбома Rockstar не стесняетсяоседлать мотоцикл.
Значительно лучше картина чувствует себя, когда временно удаляется от гротескного высмеивания насквозь патриархального мироустройства и сосредотачивается на более локальной составляющей — дориангрейском портрете Элизабет. Тем более, что чувство страха под давлением обстоятельств не чуждо самой Деми Мур. В эти моменты действительно осознаешь, насколько тяжело могут восприниматься женщиной связанные с возрастом изменения в ее теле, и на что она готова пойти, чтобы отсрочить эти неотвратимые процессы. Да и исполнительница главной роли именно на этом отрезке выдает свои лучшие актерские способности.
Бесспорно, «Субстанция» — талантливое и чрезвычайно смелое кино, как с позиции постановки, так и актерского исполнения. Ему подходит вопиющая гротескность (хотя на все условности сюжета, как ее следствие, закрыть глаза не получится) и определенная карикатурность, и оно стопроцентно реализуется в жанре боди-хоррора.
Здесь отрывки где-то из видеоработы Satisfaction от Benny Benassi резко контрастируют со сценами настолько отвратительными, что так просто их не забыть. Лента предлагает яркие метафоры (начальная короткометражка со звездой на Аллее славы поистине выдающаяся) и безжалостные телесные метаморфозы, уместные ракурсы и экстремально крупные планы, выразительную цветовую гамму и великолепный «ужасный» грим. Она становится в один ряд с другим феминистским жанровым собратом и нашумевшим триумфатором Канн — «Титаном» Джулии Дюкорно.
К сожалению, за тотальным торжеством формы несколько теряется адекватное содержание. Да и злободневным оно было бы скорее при условии более приземленной героини, а не роскошной обладательницы «Оскара», которая в эпоху расцвета соцсетей до сих пор считает, что в 50 зажигательно крутить бедрами на ТВ — это все, что у нее осталось.
Вывод:
«Субстанция» может вызывать отвращение и восхищение одновременно. Кому-то она понравится, а кому-то — точно нет. Но то, что запомнится надолго — не вызывает никаких сомнений.