/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F38e4f324b84610dedbbcd608be1ef437.jpg)
Рецензия на фильм «Субстанция» / The Substance
С 10 октября в кино стартовал показ сатирического феминистского боди-хоррора «Субстанция» с Деми Мур и Маргарет Куолли в главных ролях. Этот нашумевший проект уже получил приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, всеобщее признание критиков и тезисы в стиле «лучшая роль Деми Мур за много лет». В рецензии ниже рассказываем, почему просмотр этого фильма вы запомните надолго.
Плюсы:
замечательное по своей форме кино; выдающиеся перформансы от Маргарет Куолли и особенно Деми Мур; лента полностью реализуется в заявленном жанре боди-хоррора; ярко раскрывается тема женских фобий сквозь призму возраста и давления неблагоприятных обстоятельств; Корали Фаржа не забывает остроумно шутить;
Минусы:
к содержанию возникают определенные вопросы; здешнюю сатиру точно не назовешь тонкой; из-за вопиющей гротескности сюжет предполагает много условностей, на которые не так просто закрыть глаза; когда Корали Фаржа пытается дать взбучку патриархальному обществу, которое диктует свои правила, это не всегда работает, ведь по крайней мере в публичной плоскости шоубиза ситуация несколько изменилась; концовка скорее портит общее впечатление;
«Субстанция» / The Substance
Жанр сатирический боди-хоррор
Режиссёрша Корали Фаржа
В ролях Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Квейд, Джозеф Балдеррама, Хьюго Диего Гарсия, Оскар Лесаж, Филип Шурер, Гор Абрамс
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Когда-то, на пике своей карьеры, суперзвезда Элизабет Спаркл удостоилась именной звезды на Голливудской аллее славы и даже получила «Оскар», а сейчас ведет популярное фитнес-шоу на телевидении. Но в свой 50-й день рождения она узнает, что коварный продюсер в красочном пиджаке Харви задумал найти ей замену — более молодую, сексуальную и привлекательную ведущую. Не желая сгинуть в небытии, женщина решает воспользоваться неожиданным предложением — сделать «лучшую версию себя» с помощью инъекции специальной субстанции.
Но этот отчаянный шаг требует от Элизабет и ее молодого, идеального «клона» соблюдения определенных процедур — каждые 7 дней они должны менять друг друга — пока одна живет своей жизнью, другая находится без сознания. К тому же младшая версия, взявшая себе имя Сью, нуждается в специальном стабилизаторе, который добывается из позвоночника старшей. Проблемы начинаются, когда Сью откровенно злоупотребляет отведенным ей временем и решается потреблять все больше и больше вещества из тела Элизабет. В итоге это приводит к катастрофическим последствиям.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F727a5afc9bdbf11bb5ec2d244977fa41.jpg)
Как нельзя лучше характеризует «Субстанцию» меткая цитата из издания Indiewire на нецензурированной версии официального украинского постера: «Абсолютно, бл*яха, безумный». Оно так и есть — лента французской постановщицы Корали Фаржа — это концентрированный шок-контент, который вы запомните надолго.
Очевидно, что Фаржа вдохновлялась классикой 70-х—80-х, в том числе откровенной категории Б. Здесь ощутимо влияние мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга (не лишним будет вспомнить и причудливое «Общество» Брайана Юзна), кинговских «Кэрри» от Брайана де Пальмы и «Сияния» от Стэнли Кубрика. Собственно, у Фаржа выразительный формализм, который почти сразу бросается в глаза, превалирует над содержанием. Авторка «Субстанции» торжествует как режиссер и не блещет как сценарист, так что награду в Каннах можно считать злой шуткой.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F6b27605e849f8e9f3d89053293a0071d.jpg)
Да, при выборе на должность секретарши между молодой девушкой и более опытной и профессиональной, но старшей претенденткой победа далеко не всегда будет за опытом (этот момент обыгрывался в культовых «Друзьях», правда, наоборот с точки зрения гендерных ролей). И выбор этот делается нередко мужчинами-боссами. Впрочем, по крайней мере в публичной шоу-бизовой плоскости, о которой условно говорится в фильме, мир несколько изменился.
Во-первых, пресловутая вайнштейновщина обсосана уже со всех сторон. Во-вторых, однобокий запрос на красоток с обложек с точеной фигурой — это точно не про сегодня. Давно прошли времена «Спасателей Малибу» (и тут мы снова вспоминаем «Друзей»), проектов калибра «Стриптизерш» или хотя бы провокационных клипов, которые были завсегдатаями на ТВ в нулевые.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa72eedc26921c4bb2d593778dc426257.jpg)
При выборе кандидаток на ведущие роли, в том числе мужчинами, теперь руководствуются различными критериями, но не размером груди или упругостью ягодиц. Сравните киношную Лару Крофт образца 2001/2003 и 2018 годов. Создателям постеров очередного экшен-фильма с Миллой Йовович больше не нужно увеличивать грудь актрисы в фотошопе.
Акцентирование на соблазнительных формах, освещенное в ленте Фаржа, сейчас потерпело безоговорочное поражение и является моветоном. Поэтому заряженная сатирой пушка здесь порой стреляет холостыми. Еще и стрельба эта происходит будто из базуки по мухам. Об этом навязчивом насекомом, кстати, здесь упомянуто не зря.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa2fc1507b2ef6f33329d55a84092a7e0.jpg)
Что касается эйджистских упреков, то, опять же, на этой проблеме также стоит заострять внимание, ведь она реально существует. Но в такой своей форме фильм больше похож на глубоко личную обиду автора на общество и выглядит как ее вендетта. И это не идет на пользу.
Но и здесь существует обратная сторона медали. 57-летняя Николь Кидман по-прежнему не только активно снимается в топовых проектах, но и сама продюсирует, еще и позволяет себе роли, где вступает в половую связь с парнем почти вдвое моложе себя (речь идет об эротическом триллере Babygirl, который также получил отличную прессу). 51-летнюю Кейт Бекинсейл, с которой буквально на следующей неделе выходит шпионский экшен Код «Черная канарейка»», даже несмотря на отсутствие «Оскара», никто не пытается заменить на более молодую и типа более привлекательную версию. Что уж говорить о 78-летней Долли Партон, которая на одном из вариантов обложки прошлогоднего альбома Rockstar не стесняетсяоседлать мотоцикл.
Значительно лучше картина чувствует себя, когда временно удаляется от гротескного высмеивания насквозь патриархального мироустройства и сосредотачивается на более локальной составляющей — дориангрейском портрете Элизабет. Тем более, что чувство страха под давлением обстоятельств не чуждо самой Деми Мур. В эти моменты действительно осознаешь, насколько тяжело могут восприниматься женщиной связанные с возрастом изменения в ее теле, и на что она готова пойти, чтобы отсрочить эти неотвратимые процессы. Да и исполнительница главной роли именно на этом отрезке выдает свои лучшие актерские способности.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4f34f9f96e245eabb9cfe32b66d3c90f.jpg)
Бесспорно, «Субстанция» — талантливое и чрезвычайно смелое кино, как с позиции постановки, так и актерского исполнения. Ему подходит вопиющая гротескность (хотя на все условности сюжета, как ее следствие, закрыть глаза не получится) и определенная карикатурность, и оно стопроцентно реализуется в жанре боди-хоррора.
Здесь отрывки где-то из видеоработы Satisfaction от Benny Benassi резко контрастируют со сценами настолько отвратительными, что так просто их не забыть. Лента предлагает яркие метафоры (начальная короткометражка со звездой на Аллее славы поистине выдающаяся) и безжалостные телесные метаморфозы, уместные ракурсы и экстремально крупные планы, выразительную цветовую гамму и великолепный «ужасный» грим. Она становится в один ряд с другим феминистским жанровым собратом и нашумевшим триумфатором Канн — «Титаном» Джулии Дюкорно.
К сожалению, за тотальным торжеством формы несколько теряется адекватное содержание. Да и злободневным оно было бы скорее при условии более приземленной героини, а не роскошной обладательницы «Оскара», которая в эпоху расцвета соцсетей до сих пор считает, что в 50 зажигательно крутить бедрами на ТВ — это все, что у нее осталось.
Вывод:
«Субстанция» может вызывать отвращение и восхищение одновременно. Кому-то она понравится, а кому-то — точно нет. Но то, что запомнится надолго — не вызывает никаких сомнений.

