Справедливость начинается со школы. Как британских учеников приучают придерживаться правил
Справедливость начинается со школы. Как британских учеников приучают придерживаться правил

Справедливость начинается со школы. Как британских учеников приучают придерживаться правил

Справедливость начинается со школы. Как британских учеников приучают придерживаться правил

В отличие от западных обществ, в нашем менталитете свобода не заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Вырвавшись из-под гнета тоталитаризма, мы словно бросились в другую крайность — «свободу», часто воспринимаемую как вседозволенность и отсутствие ограничений. Такая ее интерпретация хорошо ложится на почву безнаказанности, которая начинается еще со школы. И этот процесс цикличен: общество, воспитанное «беззубой» школой, требует еще большего ослабления системы образования, что в свою очередь выпускает еще «более свободных» людей.

Ученик ничего не делает на уроке? Категорически игнорирует домашниезадания? Хамит учителю или бранью посылает всех? Чтобы справиться с этим, у украинской школы рычагов немного. И все они сводятся к разговорам в разной форме и с разными людьми, что в принципе отнюдь не ограничивает виновника или его родителей.

В то время как украинские чиновники в реформировании нашегообразованиядвижутся в сторону «счастья» и «стратегических инноваций», более приземленные британские парламентарии относятся к дисциплине в школе, как к серьезному делу, не позволяя безнаказанности закрепиться в сознании детей, защищая при этом учителей, школу и, что самое главное, учеников, которые хотят учиться. Таким образом, действуют самые суровые школьные санкции: задержание, отстранение от обучения, отчисление, штраф и даже заключение родителей закреплены на законодательном уровне.

Имея такую крепкую поддержку со стороны государства, на этот костяк правил каждая школа наращивает свою политику управления поведением школьников.

Но здесь есть несколько принципов реализации политики:

1) учитель не остается один на один с проблемным поведением ученика. Его задача лишь сообщить о фактах. А дальше с этими фактами работают те школьные работники (pastoral officers, head of year, attendance leader), специализация которых поведение учеников;

2) все факты плохого поведения, невыполнения домашнего задания и нарушения правил фиксируются в электронной системе и идентифицируются в отдельном классификаторе (что позволяет собирать базу данных на уровне школы и страны). Даже звонки родителям в некоторых школах делают через школьное программное обеспечение, чтобы сохранить информацию в базе данных. Это позволяет школе обезопасить себя как от родителей, которые не верят школе, так и от произвола со стороны школьного персонала;

3) политика школьных санкций, опубликованная на сайте каждой школы, доводится до сведения родителей и персонала. Каждая мера имеет четкую процедуру применения и эскалации без какого-либо намека на дискриминацию и с гарантией безопасности ученика.

Какие есть инструменты влияния на поведение ученика в британской школе?

Итак, какие инструменты влияния используются в средних и старших школах Англии? Не претендую на всеобъемлющий анализ, однако делюсь своими наблюдениями о работе нескольких английских школ.

  1. Предупреждение (first warning). Если ученик на уроке мешает, спит, не выполняет задания и т.п., учитель должен сделать первое предупреждение и объявить его ученику. Обычно британские ученики реагируют на словесное предупреждение, потому что понимают, что будет дальше.
  2. On-call или Catch Up. Если поведение не изменилось после первого предупреждения, учитель сообщает об этом ответственным (обычно электронным способом), и на помощь приходит дежурный, который выводит ученика с урока в специальный хаб, где ребенок продолжает учиться изолировано от других. А после урока его ждет задержание (см. пункт 5).
  3. Вывод из класса. В отличие от украинской школы, где учитель головой отвечает за здоровье ученика и потому не может никого вывести из класса, в британской школе это разрешено. После первого предупреждения учитель может попросить ученика выйти из класса, сесть за одноместную парту, которая стоит за дверью, и продолжать выполнять задание в изоляции. Игнорирование указания учителя ведет также к задержанию (см. пункт 5).
  4. Лишение социального времени. В британских школах есть большие перемены. Например, 20 минут и 40 минут на обед. За небольшие нарушения ученика могут лишить свободного времени. Он должен будет сидеть в каком-то помещении. Конечно, разумное время на еду и туалет обеспечивается.
  5. Задержка после уроков (Detention). Задержка после уроков может быть следствием нарушения правила (например, не надел галстук или пришла в школу с накрашенными ногтями), плохого поведения на территории школы или невыполнения домашнего задания. Задержка может быть на 30 минут (первый случай), 60 минут (повторное невыполнение домашнего задания или после пункта 2) и 120 минут (грубое или систематическое нарушение правил, игнорирование первого задержания). Если нарушение произошло до обеда, то задержка будет в тот же день. Если после обеда, то на следующий день. Родителей предупреждают о задержке, но их согласия не спрашивают, как предусмотрено законом. Задержка происходит так: всех детей школы, которые получили санкции, собирают в определенном помещении (аудитории, зале, библиотеке и т.п.). Они выполняют домашние задания полчаса, дополнительные задания еще полчаса. А тех, кто задержан на 120 минут, привлекают к физическим работам. Например, к уборке мусора на территории школы. Учителей могут привлекать к задержанию как дежурных.

  1. Пребывание под контролем. При систематических нарушениях правил школы ученика ставят под особый надзор на месяц, который предполагает очень плотную подотчетность. Ученику выдается специальная карточка, куда после каждого урока учителя должны выставить оценки за старательность и выполнение домашнего задания, а в конце ежедневно ученик отмечается. (Напомню, что в британских школах оценки выставляются не так часто, как это принято в украинских школах. В Британии оценки за старательность обычно выставляются лишь трижды в год вместе с итоговыми оценками за контрольные работы по каждому предмету.) Нарушение правил этого режима ведет к задержанию или в сочетании с другими систематическими нарушениями дисциплины приводит к применению следующего уровня санкций — отстранению от учебы.
  2. Отстранение от учебы. Основанием для отстранения могут быть драки, буллинг, вандализм, систематическое деструктивное поведение. Прежде чем директор школы примет решение об отстранении, обычно проводится расследование обстоятельств нарушения. Отстранение может продолжаться нескольких дней или даже нескольких недель, но не более 45 дней суммарно в течение года. Во время отстранения ученик все равно обязан выполнять домашние задания или другие задания, которые дает школа, чтобы не отставать от программы.
  3. Временный перевод (managed movement) в другую школу. Если школа доказала, что сделала все возможное для коррекции поведения ученика, а также в условиях, когда отношения ученика с одноклассниками безнадежно разрушены, школа может инициировать временный перевод ученика в другое учебное заведение. Такое решение принимает местная власть по согласованию с родителями, ребенком и принимающей школой. Если ученик прижился в новой школе, то может перейти в нее. Если нет, то возвращается в старую или родители ищут другие варианты. В период временного пребывания ученик учится и находится под особым контролем специалистов новой школы, а школы коммуницируют между собой, вырабатывая лучший план помощи ребенку.
  4. Отчисление из школы это самая суровая дисциплинарная мера, которая означает, что ученика окончательно исключают из школы, и больше он не имеет права ее посещать. Хоть эта мера применяется лишь в крайних случаях, когда другие попытки исправить поведение не дали результатов или когда было совершено очень серьезное нарушение, это не такое уж и редкое явление. Система так устроена, что школы не отталкивают таких учеников, а, отвечая именно за прогресс ученика, предлагают специальные программы коррекции поведения.
  5. Штрафование родителей. Родители обязаны обеспечить регулярное посещение школы, с чем в Британии чрезвычайно строго, ведь для системы образования вполне очевидна корреляция между посещением и академическими успехами учеников. Если ребенок пропустил школу без согласованного разрешения или прогуливает ее, местная власть может наложить штраф на родителей. Если штрафы не платят своевременно, штраф увеличивают вдвое. Неуплата штрафа ведет к рассмотрению дела в суде, который может привлечь родителей к общественным работам и даже к трехмесячному заключению.

Таким образом, британская школа готовит ребенка ко взрослой жизни, где царит справедливость и равенство всех перед общественными правилами.

Как видим, по сравнению с нашей мягкой практикой бесконечных бесед и убеждений в школах Британии введена весьма жесткая дисциплинарная практика для нарушителей. Не уверена, что наши ученики и родители готовы такое воспринять сразу, но призадуматься над этим нам всем стоит. Чтобы найти приемлемый для нашего менталитета баланс и обеспечить нормальную работу учителей и учеников, которые действительно хотят учиться.

 

Источник материала
loader
loader