Импорт бензина в Украину сократился: названы причины
Импорт бензина в Украину сократился: названы причины

Импорт бензина в Украину сократился: названы причины

PKN Orlen и OMV Petrom укрепили свои позиции на украинском рынке импортного бензина, увеличив свою долю с 33% до 62% от общего импорта за последние 9 месяцев 2024 года.

По данным аналитиков enkorr, общий импорт бензина в Украину за этот период составил 919,5 тыс. тонн, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большинство поставок (64%) осуществлялось железнодорожным транспортом, объём которых вырос на 44% до 590,5 тыс. тонн.

Существенные изменения произошли в географии поставок. Западное направление импорта увеличилось на 22% (498 тыс. тонн), тогда как южное сократилось на 26% (421,7 тыс. тонн). Особенно заметно выросли поставки из Литвы – на 40% до 161,2 тыс. тонн. Мажейкяйский НПЗ в сентябре стал крупнейшим поставщиком бензина с показателем 35,2 тыс. тонн.

Новым игроком на рынке стал немецкий бензин, объём поставок которого за 9 месяцев составил 117,6 тыс. тонн. Крупнейшим импортером немецкого топлива стала компания UPG с долей 66%.

Польская PKN Orlen почти удвоила свои поставки до 187,5 тыс. тонн, в основном благодаря сотрудничеству с ОККО и WOG. Румынская OMV Petrom также усилила свои позиции, обеспечив 93% всех румынских поставок (223,1 тыс. тонн).

Импорт бензина в Украину сократился: названы причины - Фото 1

Среди украинских импортеров лидирующие позиции удерживают ОККО, WOG и UPG, на долю которых приходится 63% от общего импорта. Их объемы поставок выросли на 7%, 5% и 9% соответственно. В то же время с рынка практически ушли такие игроки, как "БРСМ-Нафта", KLO и "Приват".

В первую десятку импортеров вошли новые компании: УНТК, "АТ Энерго Трейд", "Параллель" и "Укрнафта". Особенно заметно увеличили объёмы импорта Amic (на 55% до 23,9 тыс. тонн) и "Параллель" (почти вдвое до 14,8 тыс. тонн).

На структуру поставок значительно повлияли польские забастовки, которые продолжались с ноября 2023 по апрель 2024 года, что привело к перераспределению логистических потоков с автомобильного на железнодорожный транспорт.

Важным событием стало внедрение изменений в Налоговый кодекс Украины относительно акцизного налога, которые вступили в силу 1 сентября 2024 года. Законопроект предусматривает поэтапное повышение акцизов на различные виды топлива до 2028 года:

  • Для бензина: постепенный рост с 242,6 евро/1000 л в сентябре 2024 года до 359 евро/1000 л в 2028 году
  • Для дизельного топлива: с 177,6 евро/1000 л до 330 евро/1000 л
  • Для сжиженного газа: с 148 евро/1000 л до 250 евро/1000 л

Эксперты рынка отмечают, что эти изменения являются частью евроинтеграционного процесса и соответствуют требованиям законодательства Европейского Союза относительно акцизного налога.

Также напомним, что бензин и дизель на АЗС Украины пошли разными путями: что произошло с ценами.

Источник материала
loader
loader