Почему власть выбирает наихудшие решения?
Почему власть выбирает наихудшие решения?

Почему власть выбирает наихудшие решения?

Почему власть выбирает наихудшие решения?

Главная нынешняя проблема для украинского бизнеса, кроме войны, — отсутствие экономического роста. Не секрет, что и до широкомасштабной агрессии ни особых инвестиций, ни экономического бума у нас не было.

Почему? Потому что наше государство никогда не считало приоритетом развитие бизнеса, предпринимательской инициативы, инвестиционной привлекательности. Время от времени либеральное крыло власти «пробивает» инициативы типа ФЛП, Prozorro, дерегуляции, но системно государство силовиков и коррупционеров предпочитает вернуть контроль над экономикой и бизнесом.

То есть вместо того, чтобы создать лучшие условия в мире для инвестирования и ведения бизнеса, государство создает преграды предпринимательству. И вот уже во время войны, по нашим последним исследованиям проблем бизнеса (Advanter Group, август-сентябрь 2024), соразмерной проблемой с войной стала проблема непредсказуемости действий самого государства. Государства, финансовая состоятельность которого обеспечивается прежде всего за счет бизнеса.

И это логично, потому что государство, которое может ретроспективно увеличить налоги для бизнеса, не декларируя для него постоянную экономическую политику на годы вперед или не договариваясь с ним о срочных решениях и понятной стратегии на будущее, инвесторы и предприниматели не могут рассматривать как стабильное и предсказуемое. Причем не только для украинского бизнеса, но и для внешних экономических партнеров.

А потом государство удивляется, что бизнес инвестирует в Польшу, Румынию, Испанию, Болгарию, Хорватию — куда угодно, но не в Украину.

В эти страны идут не только украинские деньги, но и украинская добавленная стоимость. Там строятся заводы, там теперь квалифицированные работники, которые создают ВВП для тех стран, а не для Украины. Потому что государство, а не только война, по сути, вытеснило бизнес из Украины.

Давление на бизнес

Еще один пример: по нашим недавним исследованиям, 48% предпринимателей столкнулись с давлением правоохранительных и регуляторных органов за последние два месяца. Из тех, кто почувствовал давление, 29% говорят о том, что давление даже усилилось за этот период.

Все это происходит на фоне недавнего моратория, вроде бы активной работы Совета по вопросам поддержки предпринимательства при президенте Украины. Все это, как оказалось, не работает. Есть бизнес-омбудсмен, который пытается быть в курсе и решать проблемы, создаваемые государством для бизнеса, но силы только этого института бизнес-омбудсмена недостаточно для того, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию.

Более того, мы столкнулись с тем, что консолидированная прослойка нечистых на руку правоохранителей и представителей регуляторных органов делает все для того, чтобы свести на нет наши совместные с либеральным крылом власти усилия по защите бизнеса и модернизации украинской экономики. Они устроили круговую поруку.

Например, когда мы вместе с НАБУ пытаемся расследовать ситуацию с давлением конкретного налоговика, то в ответ предприниматель получает давление со стороны прокуратуры, со стороны полиции, со стороны ГБР или СБУ. Потому что там появляются родственники, потому что там есть горизонтальные связи, которые итоге отрабатывают вторую, третью, четвертую волны давления. Как мы это сейчас видим даже по публичным кейсам — «Текстиль-Контакта», «Эдем резорта», «Х-Парка» и других.

Поэтому, собственно, с самого начала идея была такой, чтобы снять экономическую подследственность у разных органов и оставить ее только в Бюро экономической безопасности. А само БЭБ коренным образом перезапустить и очистить с помощью наших международных партнеров и общественного контроля. И уже тогда этот единственный орган должен аналитическим способом сначала предупреждать бизнес о выявленных нарушениях, а уже только потом наказывать.

А далее — изменение Уголовного процессуального кодекса путем презумпции невиновности бизнеса. Идея сделать так, чтобы коррупционер-силовик не мог остановить бизнес с помощью разных «масок-шоу» или других действий по блокированию бизнеса. В наших условиях даже блокирование налоговых накладных является экономически и социально необоснованным давлением на бизнес.

Пока сущностные изменения не произошли. Нам традиционно лгали — налоговые милиционеры переехали прямо в БЭБ, то есть, по сути, таблички сменили под видом создания новой структуры. Именно поэтому мы требовали перезагрузить БЭБ и смогли убедить Верховную Раду принять не «татаровский» законопроект, а тот, который поддержали гражданское общество, аналитические центры и бизнес.

Следующий наш шаг сейчас важно довести до логического результата — перезагрузить таможню. Соответствующий закон принят. Теперь пора делать реальные шаги. Сейчас идет работа над тем, чтобы произошла перезагрузка и БЭБ, и руководства ГТС в ближайшие месяцы. И формирование системы общественного контроля в каждой точке, чтобы была возможность воспользоваться уже новыми законами. Дальше очередь за ГНС и пересмотром УПК.

Власть не в состоянии принимать эффективные экономические решения

Да, государству сейчас не хватает финансового ресурса. Мы, представители бизнес-сообществ, аналитических центров, общественного сектора, подчеркнули, что нужно было еще вчера проводить реформы, чтобы избежать подобной ситуации. Государство говорит: ладно, давайте делать реформы (потом), но сначала просто поднимем налоги. На что мы отвечаем: если вы сейчас поднимете налоги и не сделаете системных реформ, то через год уже не будет куда повышать налоги, потому что бизнес будет просто уничтожен, и поэтому еще сложнее будет начинать системные реформы.

Поэтому мы предложили в приоритет поставить именно системные реформы, а не банальное повышение налогов. Кстати, именно таким образом нам удалось запустить процесс обсуждения таможенной реформы и перезагрузку таможни.

Что касается принятого закона о повышении налогов, то на этапе обсуждения фактически было две модели их повышения. Первая — временное повышение НДС на 2% (что дало бы 77 млрд грн поступлений в бюджет согласно его параметрам на 2025 год). Вторая модель — повышение военного сбора, что, по нашим подсчетам, приведет к существенной тенизации зарплат и к тому, что на 39 млрд грн снизятся возможности государственного бюджета в следующем году согласно наихудшему сценарию (но он одновременно и наиболее вероятный, если государству придется поднимать зарплаты госслужащим как компенсацию роста налогов).

К тому же даже юристы секретариата ВР указывали, что норма о ретроспективном повышении налогов нарушает Конституцию. Другими словами, такой законопроект нельзя было принимать. Он не просто экономически несовершенный и противоречит экономической логике, он нарушает Основной Закон Украины.

Но закон проголосован. То есть принято решение, которое может стать разрушительным для экономики, привести к тенизации, сокращению инвестиций и т.д.

Почему так происходит? Все просто. Потому что у нас в государстве, кроме коррупционеров, являющихся главными выгодоприобретателями всех этих законодательных глупостей, кроме либералов и старых бюрократов, еще есть популисты. Именно популисты в итоге, балансируя между либералами и силовиками, чаще всего принимают решения в пользу силовиков. Или банально в пользу популистских идей — мол, если поднимем НДС, то все потребители увидят повышение цен.

Мы подсчитали влияние поднятия НДС на 2% на инфляцию. Оно незначительно — всего около 0,4%. Но президенту показали линейную логику: повысится НДС — вырастут цены. Все. Не показали, что увеличение военного сбора приведет к аналогичным показателям роста инфляции, но принесет существенно больше негативных последствий.

Однако у нас нет доступа к президенту, потому что президент не соглашается на коммуникацию с гражданским обществом, аналитиками или бизнесом. После отставки Ростислава Шурмы в офисе нет ни одного ответственного за экономические вопросы.

Так каким образом нам донести позицию аналитических центров и бизнеса до «балансирующей» власти и в первую очередь до президента? До человека, без согласования с которым не принимается ни одно решение по государственной политике. Например, очевидно, что бронирование критического персонала не принимается из-за позиции президента, потому что он, возможно, не понимает, какая выгода от этого будет для страны, а ориентируется на популистские слоганы наподобие «война для бедных» или на необоснованную позицию военных.

По крайней мере, мы до сих пор не видели никаких расчетов против бронирования критического персонала, которое на практике будет способствовать рекрутингу, наполнит бюджет на 250 млрд грн в 2025 году, уничтожит коррупцию наподобие хмельницкой (а это минус 80 млрд грн в год из экономики!), простимулирует бизнес-активность, детенизирует зарплаты и т.д.

Вот и получается, что большинство адекватных важных экономических решений ставятся на паузу или отменяются вообще, потому что в офисе президента не полагаются на экономическое моделирование, на аналитику, на стратегирование. Это очевидно запрещенные там понятия. И, соответственно, мы как страна просто находимся в заложниках банального непонимания экономических законов и живем в реалиях политических.

Источник материала
loader
loader