Война продолжается. Аналог «русского мира» активизировался в Европе
Война продолжается. Аналог «русского мира» активизировался в Европе

Война продолжается. Аналог «русского мира» активизировался в Европе

Война продолжается. Аналог «русского мира» активизировался в Европе

Перепись в Черногории против «сербско-русского мира»

Cпустя 10 месяцев после проведения в Черногории переписи населения (ноябрь 2023 года) появились ее первые итоги.

В большинстве стран перепись — социально-экономическое и технико-статистическое мероприятие, дающее возможность лучше понять день сегодняшний и спрогнозировать дальнейшее развитие страны.

Но не в Черногории, где просербскими партиями страны, Сербией и Россией, православной церковью и масс-медиа перепись еще на этапе подготовки была превращена в политическое мероприятие, угрожавшее расколоть страну по этническому признаку. Помогали этому и чиновники-великосербы от образования и культуры. Они не только пытались отрицать черногорскую историю, культуру и язык. Но и крича на каждом углу: «Нас, сербов, больше других», «Горжусь, что я серб», «Говори по-сербски», старались вновь превратить Черногорию, справедливо гордящуюся своим гражданским характером и мультикультурализмом, в вассала «сербско-русского мира», развязавшего жесточайшую войну против черногорской идентичности.

Остановимся на некоторых результатах переписи.

Сколько их, граждан Черногории, какие они?

За 17 лет независимости (с 2006 года) население Черногории выросло примерно на 2%, составив 623 633 человека. При этом гражданами страны является 90,73% населения, 1,71%, имеет множественное гражданство, а иностранными гражданами является 7,52%. Кстати, наши сограждане составляют 0,5% населения Черногории.

Большинство населения женщины — 316 826 (50,8%), а мужчин — 306 807 (49,2%).

Из 25 општин самая населенная — столичная Подгорица, где проживает 179 505 (28,78%) человек. За ней идут Никшич, Биело Поле, Бар, где насчитали более 160 тысяч человек. В этих четырех општинах живет 52,9% населения Черногории.

Религиозная картина в последние годы практически не меняется: православных 71,1% (большая часть из них — прихожане ортодоксальной Сербской православной церкви, превратившейся в последние годы в мощную и влиятельную политическую структуру, агрессивного проводника и защитника сербского мира), мусульман — 19,99%, католиков — 3,2%, атеистов — 2,29%, 2,1% не дали ответа.

Черногорцы становятся старше

Итоги переписи продемонстрировали усиливающуюся тенденцию смены возрастной структуры населения, что демонстрирует расширение возрастной пирамиды в пользу старших поколений.

Если по данным переписи 2011 года, средний возраст составлял 37 лет, то ныне он увеличился до 39,7. При этом средний возраст женщин 40,9 лет, а мужчин — 38,5. Только в 9 из 25 општин средний возраст населения меньше 40 лет, а в 15 — 43 года.

Повышение среднего возраста и снижение рождаемости — тревожная тенденция, свидетельствующая о старении нации. Что подтвердили итоги переписи: за шесть лет, с 2000 по 2006 годы население Черногории увеличилось на 10 тысяч человек. Такой же рост произошел и за 17 лет, с 2006 по 2023 год.

Демографы считают, что если больше 12% населения страны находится в возрасте старше 60, то страна считается демографически старой: в Черногории таких жителей 28,3%.

А что с черногорской идентичностью?

Вопросы национальности и языка во время переписи были не только болезненными, но и опасными. С их помощью античерногорские силы пытались отрицать само существование черногорцев, их языка, культуры, истории древней державы. Не правда ли, очень похоже на действия российских политиков и их союзников в Украине, направленные против нашей державы?

Но великосербству это не удалось, что и подтвердили данные переписи. Черногорцы, как и прежде, в большинстве: их 41,12%. За ними следуют сербы — 32,93%, бошняки — 9,45%, албанцы — 4,97%, русские — 2,06% (их появление — следствие российской агрессии против Украины), мусульмане — 1,63%.

Политическая составляющая вопроса о количестве черногорцев и сербов, численность которых менялась в зависимости от политической ситуации, подтверждается новейшей историей Черногории. Постоянной оставалась этническая инженерия Белграда, целью которой было если и не добиться исчезновения черногорцев, то свести их до минимума.

В 1948 году прошла первая перепись нового государства — СФРЮ, возникшего в 1945-м. Режим Йосипа Тито только формировался. В Черногории перепись показала, что черногорцы составляли 90% населения, сербы — 3%. Год 1981 — гайки закручены до упора, продолжается сербиизация и черногорцев уже стало 70%, а сербов — 5%. За 20 лет, к 2000-му, количество черногорцев сократилось до 42%, а сербов увеличилось до 32%. Почти такие же цифры показала перепись 2003 года, более корректно отразившая национальный состав Черногории благодаря достаточно стабильной внутренней ситуации.

И вот — 2006 год, Черногория вновь стала независимой. Первая после обретения независимости перепись в 2011 году показала незначительный рост черногорцев — до 44,98% и уменьшение сербов — до 28,73%. Это объяснялось подъемом черногорского патриотизма, временным затиханием действий сербских националистов, политикой мультикультурализма Мило Джукановича.

Как уже отмечалось, нынешняя перепись проходила под мощным давлением просербских и пророссийских сил. Именно это и привело к незначительному снижению удельного веса черногорцев до 41,12% от общей численности населения (-3%) и росту численности сербов до 32,93% (+4,2%). Эти показатели практически идентичны данным переписи 2003 года.

Более проблемная ситуация с языком. Традиционно, до распада СФРЮ, официальным языком здесь был сербо-хорватский. На следующий год после провозглашения независимости в 2006-м, конституция Черногории закрепила черногорский язык как официальный. В декабре 2017 года Международная организация по стандартизации признала черногорский язык отдельным от сербского и дала ему соответствующий ISO код — CRN. Что не понравилось просербским политикам страны.

Еще меньше удовлетворения они получили от того, что в сравнении с переписью 2003 года число граждан, использующих сербский язык, сократилось с 64% до 43,18%, хотя он и остается наиболее популярным языком в Черногории: черногорским пользуется 34,52%, боснийским — 6,97%, албанским — 5,25%, сербо-хорватским — 2,08%.

Война против черногорской идентичности продолжается

Античерногорская кампания продолжилась и после переписи. В день опубликования официальных итогов оппозиционные партии в очередной раз внесли в Скупштину Черногории предложение о придании сербскому языку статуса второго официального, наряду с черногорским. На сегодня конституция определяет сербский, боснийский, хорватский и албанский языки как языки для «служебного использования».

Кампания оппозиции (большая часть ее — просербско-пророссийская) является угрозой членству Черногории в НАТО, ее европейскому пути и черногорской идентичности. Поскольку может привести к расколу общества по этническому признаку и босниизации Черногории, т.е. возникновению двух энтитетов — черногорского и сербского, о чем заявляли лидеры пророссийского и антизападного Демократического фронта во главе с Андрией Мандичем (хотя ДФ и распался в 2023 году, античерногорские партии, его составлявшие, прошли в Скупштину).

Оппозиция имеет некоторые шансы реализовать свою идею. Согласно конституции, для изменения любой ее статьи необходима поддержка 2/3 депутатов (54). Именно столько голосов имеют оппозиционеры, возглавляемые спикером Мандичем. Но для изменения статуса официального языка необходимо провести референдум и получить поддержку 3/5 (325 000) опрошенных. Однако перепись показала, что говорит по-сербски 269 307, чего явно недостаточно. Поэтому исход гипотетического референдума будет зависеть от позиции граждан других национальностей.

И все же, главным итогом переписи 2023 года стало подтверждение того, что Черногория осталась гражданской и мультинациональной державой, черногорскую идентичность удалось сохранить. А у «русско-сербских миров» не получилось навязать большинству черногорцев великосербские идеи. Но атаки на независимую Черногорию они не прекратят.

Источник материала
loader