Как природа и культурное наследие могут стать капиталом громад
Как природа и культурное наследие могут стать капиталом громад

Как природа и культурное наследие могут стать капиталом громад

Как природа и культурное наследие могут стать капиталом громад

Когда мы говорим о капитале громад, обычно имеем в виду финансовый. Но забываем о капитале территориальном, который может стать не менее важным ресурсом для развития города, села и страны. Мы живем в стране с богатой историей, уникальной природой, где каждый уголок содержит культурное и природное наследие, а это и есть ее территориальный капитал.

Теория, предложенная в 1990-х годах итальянским экономистом Роберто Каманьи и испробованная многими громадами в странах ЕС, утверждает, что территориальный капитал — это уникальные черты и характеристики территории, которые отличают ее от других, формируют конкурентные преимущества и способствуют постоянному развитию. Капитал — это климат, ландшафт, лес и река, археологическое наследие, музей, замок или дворцово-парковый ансамбль, уникальное расположение на острове, традиционное местное производство или заброшенный металлургический комбинат.

Ключевая концепция заключается в том, что села, города, целые регионы развивают конкурентоспособность, когда используют специфические и уникальные для них ресурсы таким образом, который трудно повторить на других территориях. Ориентируясь на эти особенности, каждый регион разрабатывает индивидуальные программы развития, отвечающие нуждам местных громад.

Инвестиции в улучшение и укрепление территориального капитала создают точки притяжения — места, которые привлекают людей, интересы и стейкхолдеров, где интересно бывать, работать, жить, вести бизнес и куда удобно инвестировать. Одновременно с этим развиваются точки роста — условия, которые способствуют заработку и экономическому развитию как членов громады, так и третьих сторон.

В работе с развитием территориального капитала основные показатели — не то, «как громада будет зарабатывать», а то, какие выгоды — социальные, экологические, культурные и экономические — получат люди, которые живут и работают на территории с наследием.

Казалось бы, как лес, река, руины, археологические памятники или заброшенный завод могут превратить бедную, депрессивную территорию в цветущую и развитую?

Проедемся условно по территории Украины и посмотрим вокруг. Обязательно будем ехать по региональным дорогам, через села. Вокруг увидим бесконечный частный сектор разного уровня благосостояния, покинутые дома, заброшенные объекты культурного наследия, деградацию публичных пространств, отсутствие молодежи в селе из-за того, что нет работы. И огороды, огороды, огороды. На которых тяжело работают люди, чтобы вырастить что-то даже не на продажу, а чтобы себя прокормить.

Посмотрите на музеи в регионах: большинство — с устаревшими экспозициями, похожие друг на друга, как близнецы, неинтересные. И даже если мы реставрируем дворец или инвестируем в развитие музейного комплекса — не обязательно получим экономическое, социальное и культурное влияние на развитие громад.

Чтобы территориальный капитал начал работать на благо людей, в него нужно не просто инвестировать, а инвестировать грамотно. Украинские громады по большей части стараются отдать свой территориальный капитал какому-нибудь инвестору, предпринимателю. Однако есть огромная разница между частными инвестициями и инвестициями громад (когда часть бюджета идет на развитие, под которым подразумевают социальные, культурные, экологические и экономические улучшения территорий).

Как только предприниматель получит в пользование ваш замок, дворцово-парковый ансамбль, лес — он на этом будет зарабатывать. И ваша громада может даже ничего не получить от такой ситуации, так как этот бизнес может быть зарегистрирован в другом месте, где и будет платить налоги. Количество рабочих мест и заработная плата могут быть мизерными. От такой инвестиции громада получит лишь рекреационную нагрузку на свою территорию.

С другой стороны, громада может самостоятельно инвестировать в улучшение собственного территориального капитала. И таким образом создаст условия для притока денег извне, интересов и заинтересованности, когда начинают зарабатывать не отдельные бизнесы, а экономически активные граждане. Громада станет интересной для третьих лиц — например, ее территориальный капитал для собственного заработка будут использовать гиды и экскурсоводы, организаторы ретритов и образовательных программ, фотографы и блогеры. И прямо или косвенно приведут сюда свои целевые аудитории, увеличивая таким образом капитализацию территориального капитала громады.

Как грамотно инвестировать в собственный территориальный капитал? Концепты инвестиций и стратегии развития для каждой конкретной территории с учетом ее особенностей разрабатывают эксперты.

Например, в вашей громаде есть несколько гектаров леса. Лес физически недоступен, так как неухоженный и труднопроходимый. Полностью недоступный зимой или в условиях намокания грунтов. Как можно использовать этот территориальный капитал?

Фото предоставлено автором

Казалось бы, максимум, как на нем можно заработать в условиях традиционного управления, — вырубать и продавать древесину. Но деньги имеют свойство рано или поздно заканчиваться, а лес растет долго... И громада попадает в ситуацию, когда нет ни денег, ни леса. Если же инвестировать в лес как в территориальный капитал, можно получить долгосрочные выгоды для громады и возможности развития. Как? Вот несколько примеров.

Во-первых, это могут быть разнообразные «мягкие» проекты — экологические, просветительские, образовательные, которые будут притягивать к громаде проектные команды со своими целевыми аудиториями.

Фото предоставлено автором

Этим людям нужно будет предоставлять услуги — их надо где-то селить, кормить, перевозить. И тут главное, что станет толчком к социальному и экономическому развитию, — это привлечение жителей громады к предоставлению этих услуг.

Второе. Громада может инвестировать в физическую доступность леса — создавать пешеходные/велосипедные дорожки, эдукационные тропы и т.п. Главное — туристическая привлекательность и протяженность этих троп.

Фото предоставлено автором

А если привлечь инвестора, который вместе с вами покажет лес не с тропы, а с определенной высоты? И обеспечит не только сезонную доступность леса, но и круглогодичную? Тогда в громаду будут приезжать автобусы с туристами, чтобы с высоты любоваться осенним, весенним, зимним лесом. Инвестор будет зарабатывать на билетах, а местные жители — опять-таки на предоставлении услуг. В том числе и музейно-туристических. Вокруг таких больших инвестиционных объектов начинают развиваться музейно-туристические кластеры. Потому что туристы уже приехали на эту территорию.

Фото предоставлено автором

Третье. Можно превратить свой лес в сказочную феерию. И запустить невероятное путешествие по люминесцентной экспозиции. Увидеть всю эту фантастическую красоту и насладиться сияющими сказочными персонажами можно только в темноте. И тут нетрудно догадаться, что так мы стимулируем неместных посетителей покупать услуги ночевки в громаде.

Фото предоставлено автором

У меня есть загородный дом в одном селе на Харьковщине. Село как село — огороды, грязь и бесперспективность. Дорогу сюда в последний раз ремонтировали аж в 90-х годах прошлого века, и это создает серьезные проблемы для транспортной связи и логистики. Местных, которые живут постоянно, почти не осталось. Преимущественно — городские жители-дачники, которые приезжают в теплый сезон. А на самой территории — богатейшее археологическое наследие… Скифы, аланы и болгары, славяне, древний Вал из Змиевых валов, который считается одним из самых больших таких объектов на Слобожанщине. А еще — готы и могилы их королей... По большей части эта территория распахана агрохолдингами под поля.

Фото предоставлено автором

Что это значит для громады? Разбитые тяжелой сельхозтехникой дороги, нитраты, которые во время дождей стекают в наши водоемы, смрад химикатов в воздухе, когда поля обрабатывают согласно графику. И какие-то эфемерные поступления в бюджет громады, абсолютно неощутимые для ее развития. А если бы ее археологическим наследием — территориальным капиталом — грамотно управляли, мы могли бы получить, например огромный и мощный археопарк.

Если вы думаете, что археопарк — это «мы поставим три-пять домиков и будем показывать, как жили люди в древности», то сильно ошибаетесь... Поскольку на самом деле это сложная и разнообразная структура: коллекционный музей со своей экспозицией, тематические экспозиционные павильоны, исторические реконструкции, объекты in situ, скульптурные группы и т.п. И все это — на территории в десятки, иногда сотни гектаров. А еще — километры троп, дорожек, велопешеходных маршрутов, объединяющих все определенные и улучшенные точки-объекты в единую сеть.

Фото предоставлено автором

Каждый член громады станет как пользователем созданного простора археопарка, так и сможет приобщиться к предложениям для местного населения по предоставлению разнообразных услуг, которые формируют большие управляемые объекты наследия для окружающих территорий.

Таких решений, действий, инвестиций, опирающихся на научные методики работы с территориальным капиталом, много. Если их применять, громада будет расти, укрепляя социальные, культурные, экологические и экономические улучшения.

 

Источник материала
loader