Гривню ожидает дефицит
Гривню ожидает дефицит

Гривню ожидает дефицит

Гривню ожидает дефицит

Благодаря новым инициативам отечественных законодателей по увеличению налогов и сборов, в Украине в последние месяцы года вполне может возникнуть реальный дефицит гривни. Ведь бизнес и простых людей заставят платить задним числом в бюджет повышенные суммы налогов. Однако гривня, вопреки экономической теории, не подорожает по отношению к твердым валютам. Этому не способствует ни макроэкономическая ситуация, ни безумный торговый дефицит Украины в условиях войны.

Национальный банк Украины (НБУ) вынужден и имеет все возможности постепенно девальвировать национальную валюту в рамках своей политики «управляемой гибкости курса» и продолжит это делать. Существенную неопределенность в эту ситуацию может внести сегодня только победа на президентских выборах в США Дональда Трампа.

Накануне выборов в США ситуация на валютном рынке Украины была на удивление стабильной. Однако победа Дональда Трампа в битве за пост президента США, по всей видимости, станет определяющей на ближайшие четыре года не только для гривни, но и для будущего Украины. Хотя однозначно сказать, каково будет это влияние на гривню, пока нельзя.

За день до выборов президента США 5 ноября курс гривни к доллару достиг своего минимума за последние три месяца. Но уже на следующий день, когда выяснилось, что следующим 47-м президентом США станет Д.Трамп, официальный курс гривни неожиданно начал отвоевывать свои позиции, укрепившись за три дня с 41,43 до 41,36 грн за доллар. На мировых рынках в эти же три дня происходили обратные процессы. Американская валюта укрепилась по отношению к евро с 1,09 до 1,07 доллара за евро.

Если европейская валюта продолжит падать против доллара, НБУ будет вынужден пропорционально девальвировать гривню для того, чтобы поддерживать конкурентоспособность наших товаров на рынке ЕС. Однако и тут однозначно прогнозировать соотношение в паре евро-доллар никто не возьмется, особенно с учетом заявлений Дональда Трампа о политике «слабого» доллара ради преимуществ в торговле с ЕС и другими странами.

Сейчас уже начали звучать прогнозы как на официальном уровне, так и от экономистов и финансовых аналитиков о неизбежной девальвации гривни в последние месяцы года. Впрочем, население Украины и без панических настроений активно покупало и продолжает покупать валюту на фоне роста инфляции и девальвационных ожиданий. Несмотря на финансовую привлекательность ставок гривневых инструментов и удержание курса гривни усилиями НБУ, валюта для рядовых граждан остается наиболее доступным и стабильным, по их мнению, средством долгосрочного сбережения средств.

В Украине спрос на иностранную валюту существует не только из-за панических настроений и неуверенности граждан в будущем. Все же главная причина — большой торговый дефицит, на порядок выросший с началом полномасштабной агрессии России против нашей страны. Этот дефицит составляет сегодня около 3 млрд долл. в месяц. До полномасштабной войны столько набиралось за год.

В Украине усилиями зарубежных финансовых доноров валютных резервов достаточно на пять месяцев импорта. Базовый показатель, который Международный валютный фонд (МВФ) считает достаточным, — это три месяца импорта. То есть формально у нас все более чем хорошо. Если бы не война.

Сегодня НБУ постоянно использует резервы для поддержки курса, при этом расход средств на интервенции, к счастью, пока компенсируется поступлением финансовой помощи от иностранных партнеров. На ближайшие месяцы серьезных проблем с этим быть не должно. Но в условиях большой войны и с приходом к власти в США Дональда Трампа ситуация становится все менее прогнозируемой.

Поэтому Национальный банк вынужден постепенно отпускать курс гривни. Национальная валюта в любом случае будет медленно девальвировать, уверены финансисты. Впрочем, они же уверены, что у НБУ достаточно инструментов и влияния, чтобы девальвация не была очень резкой.

НБУ для стабилизации курса гривни может не только использовать валютные интервенции, но и вводить разнообразные ограничения, требовать от банков увеличения резервирования в национальной валюте и использовать много других специальных инструментов и влияний. Впрочем, сейчас политика НБУ находится в цикле ослабления валютных ограничений и либерализации процесса определения курса гривни. Поэтому прогнозы по курсу, даже в условиях его жесткого контроля, — дело неблагодарное, но большинство экспертов ожидают, что к концу 2024 года доллар будет стоить около 42 грн, а к концу 2025-го — около 45 грн.

То есть речь не идет о молниеносном обесценивании гривни. В то же время в условиях полномасштабной войны ситуация постоянно меняется, поэтому о макроэкономической стабильности речь пока не идет. Закладывает курс в бюджет Министерство финансов, а напрямую влияет на курс НБУ. Это два разных института, независимых друг от друга. В целом дешевая гривня — это хорошо для бюджета и правительства. Но это нехорошо для рядовых украинцев, и НБУ это прекрасно понимает.

Сегодня усилиями отечественных законодателей появился дополнительный фактор, который в теории должен работать на стабильность курса гривни. Это принятый недавно (правда, все еще не подписанный президентом Украины) Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об особенностях налогообложения в период действия военного положения».

По расчетам инициаторов этих изменений, новации должны дать бюджету уже в этом году дополнительные 30 млрд грн. Это повысит спрос на гривню со стороны предприятий и уменьшит ее количество в обороте. Что в свою очередь должно способствовать если не росту стоимости национальной валюты, то хотя бы ее стабильности. Причем в ближайшее время.

Кроме того, с 11 октября сразу на 121 млрд грн повысились нормативы резервирования для банков, что также увеличило потребности в гривне уже самих банкиров. В результате можно говорить даже о некотором дефиците гривневых ресурсов, который подстрахует курс национальной валюты на всех сегментах финансового рынка, в том числе и на валютном.

Что однозначно будет негативно влиять на настроения украинцев и на курс гривни, так это инфляция. По состоянию на 1 октября инфляция в Украине уже достигла 8,6% в годовом измерении. А недавно НБУ резко изменил свой прогноз инфляции, ожидая ее роста до уровня 9,7% к концу года. Многие эксперты настроены еще более пессимистично и ведут разговоры о двузначном индексе роста цен. На инфляцию в последние месяцы года однозначно будут влиять: все то же повышение налогов и сборов, которые будут преимущественно добавлены бизнесом к ценам на товары и услуги; значительные объемы бюджетных денег, традиционно выбрасываемых в конце года государственными предприятиями и организациями; запуск отопительного сезона и рост импорта энергоносителей, что также уже традиционно давит на курс гривни в конце года.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ни дефицит гривни, вызванный налоговыми инициативами, ни турбулентность мировых рынков, обусловленная приходом в США нового президента, не смогут в оставшиеся месяцы года серьезно повилять на курс украинской гривни.

Главными факторами курсообразования национальной валюты в этот период останутся макроэкономические проблемы, в той или иной мере связанные с продолжающейся полномасштабной войной.

В оставшиеся месяцы года правительство и НБУ будут искать компромисс в условиях осенне-зимнего импорта энергоресурсов и продолжения активного цикла продовольственного экспорта.

Постепенная девальвация гривни в рамках заявленной НБУ «управляемой гибкости курса» пока позволяет экономике и бизнесу адаптироваться к новым условиям без резких курсовых скачков, а также избегать или хотя бы сглаживать ажиотажную скупку валюты населением из-за плохих новостей на фронте и из-за океана.

Источник материала
loader