Впервые за 50 лет: на Закарпатье зацвела чайная плантация
Впервые за 50 лет: на Закарпатье зацвела чайная плантация

Впервые за 50 лет: на Закарпатье зацвела чайная плантация

Когда столбики термометров за окнами украинцев начали опускаться ближе к нулевой отметке, на Закарпатье внезапно расцвели чайные кусты! Но это не просто отдельные кусты, это заброшенная и мало кому известная чайная плантация, высаженная возле Мукачево еще во времена СССР. Лет пять назад за кустами стали присматривать волонтеры, и, по их словам, плантация впервые так массово зацвела за последние 50 лет.

Волонтер Максим Адаменко. Фото: личный архив Максима Адаменко

- Это уникальный год – такого «урожайного» в плане цветения и семян еще не было, - восхищается в разговоре с Коротко про местный краевед, гид Максим Адаменко. – Раньше было разве что несколько семенных коробочек. Скоро пойдем туда и прикопаем семена – весной посмотрим, какой это даст эффект.

Скорее всего, учитывая уже имеющийся у волонтеров опыт, на хорошую всхожесть рассчитывать пока не стоит. По словам нашего собеседника, раньше после черенкования принималось только 2% растений. Но – весна покажет.
Регулярно ухаживать за чайной плантацией, вернее – ее остатками, добровольцы начали в 2019 году. А заметили ее несколькими годами ранее. Тогда же поставили себе задачу возродить плантацию, и, похоже, им это удается. Вместо пары захудалых кустиков сейчас редким гостям машут ветками вечнозеленые полутораметровые растения, покрытые крупными белыми цветками.

Уход заключается в прополке, вырезании акации, которая щедро разрастается здесь самосевом, и папоротника.

В 1950 годах возле Мукачево росло 50 гектаров экспериментальных чайных кустов, но к середине 2010-х остался только небольшой участок. Впрочем, есть все шансы возродить насаждения, а то и вывести украинский чай на мировой рынок.

Еще недавно эта плантация была уникальной – единственной в Европе и самой северной среди насаждений черных чаев в мире. Когда выращивать сырье для напитка начали в Англии, Шотландии и Германии, о короне первенства пришлось забыть… Тем не менее, в Украине больше таких мест нет.

За пять лет стараний волонтеров 20-сантиметровые кустики выросли почти до полутора метров. Фото: личный архив Максима Адаменко

Больше тонны листьев с гектара

Чайные кусты откликнулись на усилия волонтеров – благодаря их неравнодушию 20-30-сантиметровые на ладан дышащие растения разрослись в пышные высокие шары. Весной они выпустят новые побеги.

- Обычно зимой они обмерзали, но теперь у них уже хватает сил зимовать самостоятельно и без укрытия, - отмечает Максим Адаменко. – Раньше мы их укрывали агроволокном на холодный период.

Цветение накануне зимы, по словам нашего собеседника, для чая норма – на его родине, на экваторе, как раз сезон. Несмотря на то что растения уже больше 70 лет «живут» не в своей природной зоне, их «генетическая память» сохранилась.

- У нас зимы в течение последних лет двадцати теплые, и чем дальше, тем теплее, - продолжает Максим Адаменко. – Для чая, как утверждает чайный эксперт Максим Малыгин, критическими являются резкие заморозки. У нас влажно, поэтому, если листья замерзнут, они разрушатся. Но если у растения уже есть крона, оно сохранится и весной выбросит новые пагоны.

Чайные плантации в Украине на южных и юго-западных склонах в предгорье Карпат заложили в 1949 году – по личному распоряжению Сталина. Задачей ученых тогда было найти способ выращивания южных растений на севере и северных - на юге. На Закарпатье чаю понравилось – уже в 1952 году собрали первый урожай, вскоре объем собранного сырья начал достигать 1300 кг с гектара. К 1960 году плантацию планировали увеличить до тысячи гектаров, но после смерти Сталина инициатива сошла на нет… Место чая на Закарпатье заняли виноградники. Сохранились лишь остатки чайных насаждений на Красной горе возле Мукачево.

Спустя 70 лет на Закарпатье возрождают забытую чайную плантацию. Фото: личный архив Максима Адаменко

Представили на всемирном конкурсе в Лондоне

Как найти единственную в стране плантацию чая, волонтеры делиться не хотят. Не потому, что жадные, а потому что боятся ее уничтожения.

- Это уязвимая территория, - вздыхает Максим Адаменко. - Люди могут нарвать листья, думая, что это травяной чай… Это черный чай, его надо ферментировать, причем знать, как это правильно делать и какие листья вообще подходят – обрывается не весь куст. Поэтому я бы не маркировал туда маршрут. Впрочем, кто-то это уже сделал без нас, так что появился риск уничтожения плантации. Мы, конечно, иногда водим туда экскурсии, но участникам всегда объясняем, почему не надо рвать листья или выкапывать кусты: чай у вас все равно не получится. Пока он даже у нас не получается.

Сейчас насладиться украинским напитком от души не могут даже те, кто осведомлен в тонкостях его приготовления с куста. Хотя куст там не один, сырья все еще не хватает. Дело в том, что для напитка годятся только три верхних молодых листа – остальное можно выбрасывать. Такой чай и стоит полторы тысячи долларов за килограмм. Возле Мукачево, как рассказывал Коротко про чайный эксперт Максим Малыгин, растет несколько сортов, один из них – грузинский №2.

- Купить чай с этой плантации или продегустировать его пока нельзя, еще идут эксперименты по ферментации, по заварке, - объясняет Максим Адаменко. - Одна из самых успешных наших заварок попала на всемирный чайный конкурс в Лондоне два года назад. И это уже является победой – хоть она не заняла никакого места, но Украина прозвучала на конкурсе.

Волонтеры назвали закарпатский чай по примеру китайского «Красного дракона», только на здешний манер – «Червеный шарконь».

Украинский чай уже представили на всемирном конкурсе в Лондоне. Фото: личный архив Максима Адаменко

Теги по теме
Закарпатье
Источник материала
loader
loader