Энергетический переход за пять лет. Готовы ли мы?
Энергетический переход за пять лет. Готовы ли мы?

Энергетический переход за пять лет. Готовы ли мы?

Энергетический переход за пять лет. Готовы ли мы?

Европа планирует осуществить переход к экономике без ископаемого топлива к 2030 году. Четкие «декарбонизационные» обязательства есть и у Украины. Готовы ли к этому переходу бизнес, научные и образовательные учреждения, местное самоуправление и другие заинтересованные стороны?

Ответы на эти вопросы ищут исполнители проекта WEnnovate («Совместное создание более связанных экосистем для переходных европейских инноваций»), который на средства программы «Горизонт Европа» осуществляют институты Украины, Венгрии, Словакии и Нидерландов. Украину в проекте представляют ГНУ «Киевский академический университет» (КАУ) и Фонд развития инноваций (Украинский фонд стартапов, УФС).

«Цель проекта: увидеть, что надо усовершенствовать, какие проблемы решить, чтобы осуществить энергетический переход», — объясняет научный руководитель проекта от КАУ, заведующая кафедрой менеджмента инноваций университета Наталия Гаращенко.

Конфликт между сегодня и завтра

Ученая подчеркивает, что в ходе выполнения проекта исследователи подчеркнули конфликт между краткосрочными задачами во время войны и долгосрочными обязательствами страны по энергетическому переходу.

Например, при обсуждении в фокус-группе представители громад отметили, что на местах не хватает рабочих рук, что органы местной власти вынуждены принимать срочные решения, в частности, по обеспечению электроэнергией. Иными словами, громадам не до инноваций.

Возможно ли разрешить этот конфликт?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. По мнению директора Учебно-научного института энергетики, автоматики и энергосбережения НУБиП Украины Виктора Каплуна (которое он высказал в ходе дискуссии «Развитие инновационных экосистем для обеспечения энергетического перехода: украинский контекст» на Международном энергетическом бизнес-форуме «5Э»), сегодня есть очень много «если». Враг бьет и будет бить по энергетической инфраструктуре. В случае блэкаута люди, проживающие в многоэтажках, некоторое время продержатся. Но уже сегодня желательно понимать, как действовать в кризисной ситуации на всех уровнях — семьи, квартала, городка или большого города.

Партнер компании Solar Plex (создающей гибридные электротепловые солнечные станции) Александр Рябцев, наоборот, конфликта между срочными задачами и долгосрочными обязательствами страны не видит. «Война — это еще и возможность, — говорит он. — Мы можем не тащить в будущее технологии, созданные полвека назад, а смотреть, что предлагает наука».

Основатели этого стартапа часто шутят, что Солнце является более надежным партнером, чем Путин. Александр Рябцев убежден, что солнечные электростанции могут покрывать значительную долю потребностей в электроэнергии. К тому же через 10–15 лет альтернативные источники энергии, устанавливаемые сегодня громадами или ОСМД, окупятся.

Наталия Гаращенко также отмечает, что необходимо учитывать, сколько в будущем будут стоить те или иные решения. «Если мы не внедрим новые технологии, то будем платить за выбросы, — подчеркнула она. — Дешевая (по состоянию на сегодняшний день) энергия в будущем обойдется дороже, чем комплексные решения по внедрению альтернативных технологий».

Что говорят громады?

А знают ли о «зеленом переходе» в громадах? Внедряют ли альтернативные источники энергии? Мнением об этом делится советник правления Всеукраинской ассоциации объединенных территориальных громад Алексей Рябоконь. «Хочу объяснить, в каком шоке иногда находятся лидеры громад, когда слышат предложение внедрять технологии альтернативной энергетики», — говорит он.

По его словам, многие лидеры местного самоуправления пока не понимают, какой экономический и социальный эффект будет иметь внедрение таких технологий. Кроме того, ресурс, который удается привлечь от грантовых или кредитных программ, не очень большой, и его неэффективное использование может повредить громаде и дискредитировать идею внедрения технологий альтернативной энергетики.

Необходимо просвещение

Результаты проекта WEnnovate свидетельствуют, что часто именно отсутствие знаний об инновациях удерживает людей от активных действий. Что же нужно сделать, чтобы повысить осведомленность людей? Кого и чему учить?

Представители местного самоуправления, принявшие участие в фокус-группах или исследовательских интервью, подчеркивают, что хотят больше узнать об опыте тех, кто уже внедряет новые технологии. А также иметь возможность учиться. «Специальности, связанные с внедрением возобновляемых источников энергии, должны стать вторым образованием людей, работающих в местном самоуправлении», — подчеркивает Алексей Рябоконь.

Руководитель отдела партнерства и международного сотрудничества Украинского фонда стартапов Елена Ворошилова также считает, что нужны учебные программы и информационные меры, которые повысят осведомленность в энергетическом секторе. По ее словам, в мире есть много технологий в сфере «зеленой» энергетики, и украинцы должны понимать, какие из них могут быть полезными для выживания в условиях войны и восстановления страны после ее окончания.

«Именно благодаря таким проектам как WEnnovate, мы повышаем осведомленность и готовим основу для более широкого применения новых технологий в энергетике», — отметила Елена Ворошилова.

Сфера энергетики приоритетна во всех программах УФС. Но, к сожалению, на грантовое финансирование энергетических инноваций сейчас поступает мало заявок (8% от общего количества). И всего 2% заявок (от поданных) получают грант. Также за последние два года не была подана ни одна заявка, которая предлагала бы решения по хранению энергии, инновациям в сфере умных сетей, альтернативным источникам энергии и т.д. Поэтому одной из задач Фонда является промоция возможностей, существующих на национальном и международном уровнях.

Хорошим решением для людей, которые не являются специалистами в энергетике, могут быть краткосрочные учебные программы или семинары с разъяснением преимуществ тех или иных технологий. В этом убеждена руководитель Центра аналитики и бизнес-моделирования постоянного развития Киево-Могилянской академии Нина Чалая. «Кстати, рассказывать о новых специальностях нужно и взрослым, и школьникам», — добавила она.

Самой эффективной популяризацией тех или иных специальностей среди школьников может быть их участие в исследованиях. Такой пример есть у Пирятинской громады, которая сотрудничает с Институтом биологии КНУ имени Тараса Шевченко. «Мы договорились, что ученые будут привлекать к исследованиям школьников местного лицея. Результат — в этот институт ежегодно поступают студенты из Пирятина, — рассказал Алексей Рябоконь. — Поэтому есть смысл максимально привлекать школьников к исследованиям, связанным с «зеленой» энергетикой».

Довести разработку до ума

Также для внедрения инноваций необходимы, собственно, сами инновации. И здесь без современных научных разработок не обойтись. Что думают о проблемах и преградах на пути развития и внедрения инноваций ученые?

Исследователи, принявшие участие в проекте (в фокус-группе и экспертных интервью), отметили, что есть сложность с доведением разработки до готового продукта и с внедрением апробированных образцов. Это происходит, в частности, потому, что «бизнес не готов к продолжительным срокам окупаемости, а других возможностей привлечь финансирование мало».

Одним из решений, которые будут способствовать инновациям, по мнению исполнителей проекта, может стать создание проектного офиса, в котором будут работать ученые и специалисты высокого уровня, умеющие работать с грантами и понимающие язык бизнеса.

Кстати, чтобы разрабатывать новые технологии, ученые должны понимать, какую экономику строит страна. Об этом говорит директор Института промышленной экологии Александр Сигал. «Энергетика обслуживает экономику. На построение энергетического комплекса требуется примерно десять лет. Мне как ученому важно понимать, на что ориентироваться. Если через десять лет мы планируем выплавлять металл, то это одна энергетика, если планируем заниматься электроникой, то другая», — заметил он.

Поэтому необходимо формировать понимание энергетики будущего, налаживать сотрудничество между разными стейкхолдерами. Именно это и делают исполнители проекта WEnnovate. Они создали карты инновационных экосистем каждой из четырех стран, определили потребности, проблемы и препятствия в их развитии. Проект продлится до конца 2024 года, его участники планируют представить национальные планы действий по развитию инновационных экосистем каждой страны и совместную программу действий. Также в каждой из четырех стран будет создана Лаборатория политик (Policy Lab).

Где мы сейчас?

На каком же этапе энергетического перехода мы находимся? Этот вопрос мы задаем бизнесмену Александру Рябцеву.

«По моему мнению, мы все еще на старте. Чтобы двигаться, нам не хватает безопасности, — ответил он. — Вместе с тем война разрушает старое, что осталось от Советского Союза. Мы можем принимать инновационные решения, которые будут обеспечивать энергетический переход. Я оптимист, уверен, что хотя мы и стоим на старте, но этот старт низкий, и дальше мы будем двигаться очень быстро».

 

Источник материала
loader
loader