Почему мы верим злоумышленникам в Интернете и как им противостоять, когда эмоции берут верх. Советы психолога
Почему мы верим злоумышленникам в Интернете и как им противостоять, когда эмоции берут верх. Советы психолога

Почему мы верим злоумышленникам в Интернете и как им противостоять, когда эмоции берут верх. Советы психолога

Почему мы верим злоумышленникам в Интернете и как им противостоять, когда эмоции берут верх. Советы психолога

Почти 80% украинцев ощущают стресс и сильную нервозность из-за полномасштабного вторжения, — это показал опрос Gradus Research, проведенный в рамках Всеукраинской программы ментального здоровья в 2024 году. Такое состояние притупляет критическое мышление — на анализ не хватает ресурса. Этой уязвимостью удачно пользуются мошенники. По мнению украинцев, их количество за последний год только выросло. Почему мы ведемся на злоумышленные сообщения или звонки и как именно от них защититься?

Эмоции vs критичность

От психоэмоционального состояния человека прямо зависит его поведение. В сложные периоды критическое восприятие нами объективной ситуации ухудшается. Люди попадаются на крючок мошенников независимо от своей подкованности в стабильном состоянии, поскольку замедляются когнитивные процессы обработки информации.

Какие чувства руководят нами во время неопределенности и как ими пользуются мошенники.

  1. Апатия может возникнуть одной из первых, если человек переживает психоэмоциональный спад. В состоянии апатии мы не хотим делать никаких лишних движений или действий, в частности и проверять информацию. Тогда мошенник может сыграть на доверии, ведь жертва не станет проверять, кто к ней обращается, почему, насколько правдива информация и т.п.
  2. Злость провоцирует, в частности, необдуманные решения, желание поскорее отстраниться от каких-либо проблем, которые могут покачнуть и без того реактивное состояние. Здесь мошенник может сыграть на позиции «враг моего врага — мой друг»: смоделировать ситуацию, будто он проживает эту злость вместе с жертвой и может помочь. Это формирует ощущение общности, открытости к просьбам («тоже надоели отключения света — переходи по ссылке (фишинговой) и подписывай петицию о пересмотре графиков»).
  3. Похожа механика с грустью — когда мошенники манипулируют единением в трагедии. В частности тысячи украинцев грустят по родным. Мошеннику, который это понимает, ничто не помешает построить запрос на общем горе от вынужденного переезда, потери и т.п. («БФ «Єднання з рідними» собирает средства для семей ВПЛ: поддержать сбор можно по ссылке», — в этом случае никакой БФ просто не существует).
  4. Страх и тревожность, которые усиливают поток навязчивых мыслей. В таком состоянии человека легко убедить в неминуемой опасности, если он не совершит конкретные действия. Мошенники могут апеллировать как к персональным страхам («ваш аккаунт взломан, перейдите по ссылке, чтобы защитить» или «ваша карточка заблокирована»), да и к общему информационному фону (злоумышленник выискивает/выдумывает самые страшные новости и на их основе формирует призыв к действию).

Определив превалирующие чувства, злоумышленники подбирают манипулятивные аргументы — к чему именно нужно апеллировать, чтобы человек попал на крючок. Самые  распространенные из них такие.

  1. Давление авторитетом. Мошенники ссылаются на высказывание знакомого человека (называя имя или фамилию, которые можно найти в открытых источниках, в частности через друзей на Фейсбуке или общие фото), влиятельных лиц и т.п. Из-за нехватки времени жертва не имеет возможности оценить правдивость ситуации. То же самое работает с собственным авторитетом злоумышленника: называясь руководителем неизвестной компании, он повышает свой вес в глазах человека и может оказывать давление. Авторитет позволяет мошенникам перехватывать инициативу в разговоре, ограничивать время на раздумья и диктовать свои условия.
  2. Игра на жалости. Здесь мошенники опираются на такие чувства людей как сочувствие, желание помочь или поступиться, загладить вину и т.п. Просьба «проголосовать за племянницу в конкурсе», которая недавно ширилась по сети, — это апеллирование к эмпатии, чтобы пользователь помог воплотить мечту чьего-то ребенка (конечно, фиктивную).
  3. Обманчивая выгода. Злоумышленники могут агитировать принять предложение в экономическом, моральном или политическом контексте. «Если вы купите этот товар, то не пожалеете, потому что сэкономите кучу денег», — один из возможных призывов.
  4. Фокус на индивидуальных особенностях и болях человека. Мошенники очень хорошо выделяют личностные качества человека, находят болезненные точки и используют их. А каковы болезненные точки у большинства людей? Это болезни, потери, пережитые травмы; на более бытовом уровне — финансовые нелады, будничные проблемы. Несколько уточняющих вопросов — и злоумышленник будет понимать, на каких именно слабых местах строить стратегию. Демонстрируя понимание боли человека, мошенник обязательно предложит «способ решить все проблемы», тем самым заманивая в капкан.

Как сохранить здоровый скептицизм

Для критического мышления в сложные периоды нужны время и доверенные близкие, которые будут рядом в момент принятия решения. Возьмите перерыв на «подумать» и восстановиться. Например, когда у человека болит горло, он не идет есть мороженое. Также не стыдитесь просить о помощи близких людей, временно передоверять им решение вопросов, на которые просто не хватает ресурса.

Если ни времени, ни возможности привлечь третью сторону к ситуации нет, сделайте шпаргалку на случай мошеннических обращений. Для этого нужно подготовить перечень вопросов к злоумышленнику, тем самым взяв инициативу на себя. Уточните по документам, регистрации, фотодоказательствам, данным о компании, сборе, конкурсе и пр. Очень вероятно, что на этом ваш разговор закончится.

Дело «двух кликов»: как устраниться от кибермошенников без лишних движений

Все обращения от кибермошенников можно условно поделить на два типа — по телефону и в чате. Для обоих каналов команда Rakuten Viber предлагает простые решения, которые не требуют дополнительных проверок или настроек.

  1. Мошенники в переписке: пользователи могут перенести все запросы от неизвестных контактов в отдельную папку, включив «Запросы» в меню «Конфиденциальность». Такие чаты будут заблюрены, поэтому не будет риска даже краем глаза увидеть содержание обращения и поинтересоваться. В дальнейшем эту папку можно просто не открывать: если вы не ждете никаких доставок, рабочих вопросов, заказов, то не пропустите ничего важного.
  2. Звонки от мошенников: функция «Идентификация абонентов» в Rakuten Viber предупреждает, когда с неизвестного номера звонит спамер. Эта информация основывается, в частности, на том, сколько пользователей уже обозначили этот контакт как мошеннический. Кроме идентификации звонка как потенциально безопасного или опасного, функция подсказывает, кому именно принадлежит незнакомый номер. Функция доступна для смартфонов на базе Android.

Нужно также напомнить основные правила противодействия мошенникам.

  • Не передавайте свои персональные данные: документы, банковские реквизиты, пароли, ваше местонахождение и пр. Также не указывайте эти данные на сомнительных сайтах (во время регистрации или для оформления заказа).
  • Не переходите по ссылкам от незнакомых контактов. Если откровенно сомнительной ссылкой поделился ваш близкий человек, предупредите его о риске.
  • Всегда проверяйте информацию, которая к вам поступает, в открытых источниках. Если вы получили обращение, например, от фонда, он обязательно должен быть зарегистрирован, и данные о нем будут в поиске. В частности по коду компании или ИНН можно проверить факт его существования через Опендатабот.

Итак, у защиты от злоумышленников есть две стороны: настройка платформы, безопасности данных и приватности и психологическая готовность к манипуляциям. Эмоциональная устойчивость может давать сбой. Приведенные выше техники и фразы — это перечень «красных флажков», которыми мошенники заманивают в ловушку. Такие приемы нужно отслеживать и сразу блокировать обращение, особенно когда сил на дополнительный анализ нет.

Статья подготовлена с помощью команды Rakuten Viber.

Источник материала
loader
loader