Инвестиции в крупнейшие российские железнодорожные проекты сократят в пять раз из-за долгов Российской железной дороги (РЖД).
По данным издания "Коммерсантъ", инвестиции в модернизацию Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали в России планируют уменьшить в пять раз – до $720 млн (75 млрд рублей). Расходы на развитие подходов к портам европейской части РФ будут практически заморожены.
Отмечается, что инвестиционную программу транспортной монополии, которая охватывает, в частности, расходы на капитальное строительство, в 2025 году уменьшат на 37%.
С 12 млрд долл. (1,3 трлн рублей) капитальные расходы РЖД сократятся до 8 млрд долл. (834 млрд рублей), в то же время почти вся сумма уйдет на поддержку текущей деятельности компании.
Главными проблемами для РЖД стали долг и все большие процентные ставки.
В середине 2024 года суммарная задолженность РЖД достигала 24 млрд долл. (2,54 трлн рублей), а к 2025 году долговая нагрузка компании может возрасти до 37 млрд долл. (3,9 трлн рублей).
В следующем году РЖД придется потратить 6,62 млрд долл. (688 млрд рублей) только на обслуживание долга, что почти в шесть раз превышает показатель 2023 года, а прибыль компании может сократиться вдвое – до 780 млн долл. (81,6 млрд рублей).
Кроме растущего долга, РЖД испытывает острый дефицит персонала – не хватает составителей поездов, обозревателей вагонов, монтеров колеи.
Чтобы справиться с ситуацией, РЖД нужно повышать зарплаты, но на эти цели выделено лишь 190 млн долл. (20 млрд рублей) – в пять раз меньше, чем нужно.