Космические лучи могут помочь оценить скрытые повреждения от войны в Украине.
Эстонская компания GScan стала одной из немногих в мире, разрабатывающей портативные устройства мюонной томографии. В Украине эту технологию планируют использовать для оценки скрытых повреждений зданий и мостов, которые могут привести к разрушениям в будущем. Компания уже успешно протестировала оборудование на британском атомном объекте Селлафилд.
Мюоны рождаются от столкновения высокоэнергетических протонов космических лучей с атомными ядрами в атмосфере Земли. Эти частицы существуют всего 2 микросекунды, после чего распадаются на электроны и антинейтрино. Двигаясь со скоростью света, они проникают на сотни метров вглубь земли. Каждую секунду примерно 10 000 мюонов падают на каждый квадратный метр земной поверхности.
Ученые еще в 1940-х годах предложили использовать детекторы мюонов для исследования больших непроницаемых структур. В 1970-х состоялся первый эксперимент — поиск скрытых камер в египетской пирамиде. Потребовалось 50 лет, чтобы технология достигла должного уровня развития.
«Ни одна другая технология пока не может заглянуть внутрь бетонного блока», — объясняет соучредитель GScan Энди Гектор (Andi Hektor). По его словам, самые мощные рентгеновские системы проникают лишь на 10–20 сантиметров, тогда как детекторы мюонов «видят» на десятки метров вглубь.
Система работает благодаря специальным сенсорам из пластикового волокна, которые расположены слоями. Первый детектор фиксирует траекторию мюонов до вхождения в конструкцию, а второй — после выхода из нее. Анализируя изменения пути сотен тысяч частиц, система создает подробную карту внутренней структуры объекта.
Технология позволяет выявить коррозию металлических элементов, невидимые трещины и полости с жидкостью. В отличие от рентгеновского излучения, мюоны естественно присутствуют в среде, не повреждают клетки и ДНК, поэтому операторы не имеют риска развития рака.
Для обследования потенциально опасного сооружения, например поврежденного моста, детекторы сканируют каждую ключевую точку в течение недели. Полное исследование среднего автомобильного моста длится месяц и стоит примерно $125 000.
Компания ведет переговоры с украинскими властями о тестировании технологии на киевском мосту Патона — 70-летнем сооружении длиной 1543 метра, состояние которого вызвало беспокойство еще до начала войны.
GScan разрабатывает технологию с 2016 года. В прошлом году компания успешно исследовала законсервированные ядерные реакторы в учебном центре подводных лодок в Палдиски (Эстония). С помощью анализа рассеивания мюонов исследователи искали скопления радиоактивных отходов и оценивали состояние реакторов, которые с 1990-х годов похоронены под слоями бетона.
Источник: Space