Директор Национального музея истории Украины Федор Андрощук отреагировал на обвинения в якобы бегстве за границу.
В комментарии "УП" он сказал, что еще 3 месяца назад подал заявление об увольнении тогда еще и.о. министра культуры Ростиславу Карандееву.
"Я являюсь гражданином Швеции, где проживаю постоянно уже почти двадцать пять лет и где уплачиваю налоги. Это мне дает неограниченное право здесь находиться и пользоваться всеми правами гражданина ЕС", - сказал Андрощук.
Он пояснил, что находился в Украине временно по условиям контракта с Министерством культуры, "который каждая из сторон имеет право разорвать, если сочтет, что другая сторона не выполняет свои обязательства".
"О моем гражданстве Швеции Министерство было предупреждено и знало, что там мой дом. Поэтому по факту в командировке я не в Швеции, а в Украине. Я живу постоянно в Швеции, а не в Украине", - подчеркнул Андрощук.
Заявление об увольнении с должности он написал по причине отсутствия возможности продлить сроки командировки для выполнения научного проекта "Швеция и Украина в истории музейных коллекций и выставочных нарративах". Именно в рамках этого проекта Андрощук издал книгу "Музей и национальный проект".
"Национальный музей истории Украины – это моя гуманитарная помощь Украине. То, что он работает во время войны, еще и зарабатывает средства государству и стал известным в мире, – это благодаря не украинскому, а шведскому гражданству и моему имени. Именно Швеция пришла на помощь музею в первые дни войны, собрала средства, благодаря которым музей сделал отличную выставку "Дохристианские верования Украины", а также поддерживает ряд других выставочных проектов", – заявил Андрощук.
Ученый считает, что заслуживает каких-то минимальных слов благодарности.
"Однако после того, что обо мне написали отдельные депутаты, а также блогеры очень странных взглядов и сочувствующие им, мне трудно будет найти желание когда-то еще связываться с украинскими государственными учреждениями. Вообще странно, почему такая информация всплывает именно сейчас, и очень досадно, что она может незаслуженно навредить музею.
Кроме музея, у меня есть другие проекты и обязательства. Есть много других способов помочь украинской культуре. После почти пяти лет работы в Украине я точно знаю, кому доверять нельзя и с кем нужно общаться только в присутствии адвокатов", – сказал Андрощук.