Еще в октябре, казалось бы, тема мобилизации до 25 лет была закрыта, но она продолжает муссироваться зарубежными СМИ, находя отзывы в комментариях украинских военных и политиков. Буквально днями издание The Washington Post напомнило слова госсекретаря Энтони Блинкена о том, что "даже при наличии денег, боеприпасов на передовой должны быть люди, чтобы противостоять русской агрессии». То есть снова речь идет о вероятном снижении мобилизационного возраста – вплоть до нижнего предела в 18 лет.
Чего именно хотят наши партнеры, действительно ли придется отправлять на фронт вчерашних школьников, как быстро этот вопрос может быть решен, Коротко про рассказали военные эксперты и политологи.
Украинское "ноу-хау": армия 40+
Соцсетями снова распространяются слухи, что 17-летних юношей под разными предлогами не выпускают за границу. Со ссылкой на юристов некоторые масмедиа пишут, что для пересечения границы нужно иметь призывное свидетельство, то есть обязательно находиться на воинском учете. В Госпогранслужбе такое утверждение опровергается.
- Все ограничения начинаются со дня исполнения 18 лет, - сказал Коротко про спикер службы Андрей Демченко. – В 17 лет для выезда нужен только проездной документ.
Тем временем кого-то обеспокоило известие, что за границей 18-летним юношам, которые выехали в 2022-м и не успели стать на учет, не выдают новые паспорта Кого-то - что президент до сих пор не подписал принятый в начале октября закон, запрещающий мобилизацию молодых людей от 18 до 25 лет, которые получили статус военнообязанных из-за непригодности к армии в мирное время. Наконец есть опасения, что наши партнеры перейдут от давления к ультиматуму: оружие в обмен на 18-летних в строю.
- На самом деле наши партнеры не требуют, чтобы мобилизовывали именно 18-летних. Они хотят, чтобы ВСУ были наполнены людьми, - замечает военный эксперт, генерал-лейтенант в отставке Игорь Романенко. - Поэтому нам нужно исходить из того, что говорит закон про мобилизацию. Правительство должно знать расклад наших возможностей и ресурсов по возрасту – от 18-ти до 60-ти. Надо еще раз их взвесить и посчитать, можно ли без снижения возраста решить проблему наполняемости и эффективности армии. Потому что у нас хотят, чтобы работало украинское «ноу-хау», когда все вопросы пытаются закрыть за счет бойцов 40+ и старше.
Эксперт подчеркивает, что в любом случае придется принимать решение: что-то менять, оптимизировать в тех рамках, которые поставили, или пересматривать действующие нормы.
- Почему-то все говорят о 18 годах, если есть возможность постепенного снижения - до 24 и 23 лет. Вопрос не столько в видении Америки, сколько в том, что у нас не обеспечены достаточно людьми как подразделения на линии столкновения, так и резервные бригады.
Не трогайте что есть, потому что будет хуже
Военный эксперт Олег Жданов обращает внимание, что о конкретном возрасте речь шла в основном из-за ссылок на источники зарубежных СМИ и заявления украинских политиков или представителей власти. Цифры «18 или 19 лет» напрямую назвал Бен Ходжес - бывший командующий Сухопутными силами США в Европе, отставник, который официальным политическим игроком не считается.
- Для нас раскрутка темы мобилизации с 18 лет может быть этаким прикрытием. Прикрытием нежелания заниматься реформами мобилизационных процессов. Соединенные Штаты требуют, чтоб мы доукомплектовали Вооруженные силы, с самого начала не говорилось про возраст. А у нас диссонанс: с одной стороны, говорим, что не хватает количества боевого состава, с другой - формируем 14 бригад, которые находятся в ожидании большого количества оружия – о них говорил Владимир Зеленский. Вот от нас и хотят, чтобы мы со всем этим разобрались. А нам, похоже, нужно, чтоб общество сказало "нет". А чему именно нет - 18-летним или реформам, то это уже детали.
По мнению эксперта, проблемой 18-летних общество накручивают, чтобы отвлечь внимание от других проблем.
- Когда истекли два месяца с начала действия нового закона о мобилизации, было сказано, что 6 миллионов военнообязанных не обновили свои данные. Было предложение продлить срок - отказались, заявили - всего хватает. Это вылилось в некомплект в личном составе. Боевые бригады как-то выкручиваются благодаря разрешению на самостоятельный рекрутинг, но общая масса воинских подразделений остается без пополнения текущих потерь, - говорит Олег Жданов. - Нет желания менять установившуюся систему. Информационная кампания относительно 18 лет - это такой себе посыл: не трогайте то, что есть.
Между тем эксперт признает, что возрастная категория от 20 до 30 лет называется «золотым фондом армии».
- В этом возрасте у человека лучшая способность учиться, он более сильный, выносливый, меньше шансов, что имеет хронические болезни. Некоторые государства начинают призыв с полнолетия - в 21 год, потому что 18 - это еще незрелость. Психология человека в 21 год и 18 лет сильно отличается в пользу сложившейся личности.
Такое не решается одним днем, даже одним месяцем
Есть еще одна версия кампании «18+». Политолог Алексей Якубин напоминает, что разговоры о непопулярных для Украины мобилизационных решениях возобновились после выборов в США.
- После инаугурации Трампа администрацию Байдена ожидает аудит, в том числе и по поводу поставок в Украину. Определенным образом она пытается перекинуть с себя ответственность за то, что не все было исполнено вовремя и в нужном количестве. Мол, проблема не в вооружении у нас, проблема с людьми у них. Но даже если представить, что партнерам каким-то образом удастся дожать нашу власть, изменение мобилизационного возраста не будет происходить резко, потому что уже очевидно, что в обществе есть консенсус неприятия. И это вопрос не нескольких дней, не нескольких недель или даже месяцев.
Алексей Якубин напоминает, что указом президента или постановлением Кабмина изменения мобилизационного возраста не управляются. Такое решение может принять только Рада. А следовательно, сначала нужны консультации относительно законопроекта, сам законопроект, его согласование, дебаты, поправки. Депутаты вряд ли одногласно согласятся на непопулярные шаги. Тем более что тема выборов с повестки дня не снята.