
Сирия — школа зверства. Как Россия перед Украиной тренировала террор против гражданских
Обстрел гражданской инфраструктуры, который Россия регулярно осуществляет в Украине, для нее — занятие не новое, пишет эксперт в сфере здравоохранения Павел Ковтонюк. Этим она занималась в Сирии, разрушая больницы и другие мирные объекты.
До 2022 года я знал о Сирии и ее войне совсем немного. А потом, когда началось вторжение, Сирия была главной темой, кроме дел в Украине, о которой я читал в интернете, искал статьи, говорил с людьми.
Россия научилась массово разрушать больницы именно в Сирии. Там она училась использовать уничтожение гражданской жизни как средство ведения войны.
После вторжения мы с командой начали документировать атаки России на украинские больницы. Горький опыт Сирии — это то, что мы сразу изучили.
Сирия в мирное время по уровню ВВП лишь немного уступала Украине. В 2011 году народное восстание против авторитарного режима Асада пошло, как бы мы сказали теперь, по "белорусскому сценарию". Неожиданно жестокая и грубая реакция режима подняла уровень насилия до точки невозврата — гражданской войны. Затем в войну вмешались внешние силы.
А когда на помощь режиму Асада пришла Россия, война превратилась в нечто за пределами человечности. Войска Асада при поддержке россиян не просто избивали и убивали людей за борьбу с режимом — они разрушали города в качестве акта наказания. Режим применял против собственных мирных людей химическое оружие. Уничтожал больницы, где якобы лечили повстанцев. Похищал и пытал врачей, которые работали в них.
Россия с энтузиазмом помогала. 90% всех атак на больницы были нанесены войсками Асада совместно с Россией. Из них почти половина — на совести российских пилотов самолетов и вертолетов. В Сирии они научились преступной тактике "двойного удара" — когда повторную атаку на объект проводили сразу после первой, чтобы убить спасателей, которые приехали разбирать завалы.
Эти российские пилоты пытались делать то же самое в Украине. Один из них в марте 2022 года сбрасывал бомбы на кардиологический центр в Чернигове и был сбит бойцами ТрО. Благодаря нашим силам ПВО российским пилотам не удалось совершать свои преступления в Украине так свободно, как в Сирии.
И вот после 13 лет войны, поломанных жизней пяти миллионов беженцев, тысяч погибших, сотен разрушенных больниц, десятков истерзанных городов режим Асада падает за какую-то неделю. При полном равнодушии людей, собственной армии, силовиков и главное — России, чьи войска были единственным, что подпирало тиранию.
Это и все, чего стоит так называемая "сила" авторитарной власти, в которую многие верят. Все эти режимы выглядят сильными, а на самом деле едва стоят на тонких трухлявых ногах силового аппарата — своего или чужого.
У народа Сирии впереди — тяжелые времена. Свержение режима не принесет автоматически демократию и свободу. Но у их народа по крайней мере появилась надежда после стольких лет горя.
А для себя делаю следующие выводы. Авторитарные лидеры, когда хотят прийти к власти, говорят, что сложные проблемы решить легко, если ударить по ним сильной рукой. Что благосостояние придет, если наказать виновных. Что виновных мы быстро найдем. Что все плохое — запретим. Ко всему хорошему — всех обяжем.
Но оказавшись у власти, они приносят экономический застой, страх, беспредел, хаос. Но менять что-то уже поздно: сила, которая так нравилась людям в начале, оборачивается против них самих. Тираны приходят к власти как популярные "мужественные лидеры", "прогрессивные реформаторы", "отцы нации" — а потом с поразительной грубостью и цинизмом уничтожают тех, кто вчера приветствовал их приход. Шокированная публика видит, что вчерашний герой из народа — маньяк и убийца, как только дошло до угрозы его власти, которую он теперь никому не отдаст.
Самое страшное — это война не с внешним врагом, а война людей против власти или одних людей с другими внутри страны. Лучше всего предотвратить ее может демократия, которая дает возможность ссориться, мириться, скандалить в соцсетях, протестовать на улице, выбирать очень плохую власть, потом просто плохую, снова ссориться, снова мириться — но быть вместе, чувствовать себя дома и иметь надежду.
Демократия никогда не будет убивать своих людей, не будет травить их газом, не будет разрушать больницы.
Демократия не всегда и не сразу дает благосостояние и никогда не дает легкой жизни, но всегда оставляет надежду. Авторитаризм — забирает надежду, выменивает ее на обещание легкого благосостояния. Но в конце концов, не дает и его.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно Диктаторы падают быстро. Почему Путину самое время задуматься после краха режима Асада
Польша указала на особый стиль дипломатии Трампа

Трамп намекает на возможность военного контроля над Гренландией

ПВО сбила 65 из более сотни дронов, баллистику остановить не удалось
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F9ae7bb7b0a0a1e2810f449894c9f401d.jpg)
Израиль начал наступление в городе Рафах на юге Газы
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fdaaf9ecde00c0b334d45b5368ce444aa.png)