Разработчики из Lockheed Corporation стремились создать машину для выполнения таких задач, которые были не под силу ни одному другому самолету. Но для этого требовался уникальный источник энергии с супернизкой температурой воспламенения и высокой термической стабильностью.
Ни один из существующих самолетов-заправщиков ВВС США не мог работать с топливом JP-7. Поэтому заправщик KC-135 пришлось модифицировать, чтобы приспособить к новому источнику топлива. В результате появилась модель KC-135Q — совершенно новый вариант самолета-заправщика.
Фокус перевел статью журналиста Харрисона Касса о стратегическом разведывательном самолете SR-71.
SR-71 Blackbird – один из самых примечательных самолетов в истории. Разработанный во время Холодной войны для дальней разведки, SR-71 служил как в ЦРУ, так и в ВВС США и работал на пределе технических возможностей.
Максимальная скорость SR-71 составляла 3 Маха, потолок высоты — 25 900 метров, а скорость набора высоты — 3 602 метра в минуту. Сверхзвуковой SR-71 мог летать так быстро и так высоко, что мог запросто обогнать ракету класса "земля-воздух".
Но для эксплуатации SR-71 на таких скоростях и высотах было необходимо много специализированного оборудования, что, в свою очередь, требовало больших инвестиций в исследования и разработки, а в некоторых случаях и создания специализированных компонентов, которые использовались только в SR-71. В частности, особого внимания требовал источник топлива, поскольку двигатели и поверхности SR-71 сильно нагревались при полете на скорости 3 Маха. Давайте рассмотрим требования, предъявляемые к топливу для SR-71.
Начиная с нуля
Как сообщает 19FortyFive, "каждый компонент Blackbird был специализированным и особенным; самолет должен был делать то, чего не умел ни один другой самолет. В результате SR-71 не имел практически никаких общих черт ни с одним другим самолетом". Каждая деталь SR-71 должна была быть профинансирована, спроектирована и построена с нуля. Как вы можете себе представить, проект оказался очень дорогим.
Топливоподача SR-71 тоже свидетельствует об уникальности самолета. Большинство реактивных самолетов, стоящих на вооружении армии США, могли работать на топливе JP-4, а позднее — JP-8, стандартизированном для американских и натовских платформ. Но ни один из этих видов топлива не подходил для SR-71. Почему? SR-71 генерировал температуры, превышающую температуру воспламенения топлива. Это означало, что его двигатель мог нагреваться до температуры, которая привела бы к воспламенению топлива, что, несомненно, было бы фатальным для всех находящихся на борту. Вместо этого для SR-71 требовался уникальный источник энергии, созданный с нуля. Ответом стало топливо JP-7 компании Pratt & Whitney, разработанное с супернизкой температурой воспламенения и высокой термической стабильностью. Ходят слухи, что температура воспламенения JP-7 была достаточно низкой, чтобы допустить контакт с открытым пламенем. Но если низкая температура воспламенения JP-7 позволяла безопасно обеспечить энергией прожорливый SR-71, у нового топлива была другая проблема: зажигание двигателя. И в этом случае необходимо было разработать специальное оборудование, которое позволило бы SR-71, заправленному JP-7, добиться зажигания двигателя. Решением стало впрыскивание триэтилборана (TEB) в двигатели SR-71 — сложная и дорогостоящая процедура, которая увеличила сложность и стоимость всего проекта.
Заправка топливом JP-7
Ни один из существующих самолетов-заправщиков ВВС США не мог работать с топливом JP-7. Поэтому заправщик KC-135 пришлось модифицировать, чтобы приспособить к новому источнику топлива. В результате появилась модель KC-135Q — совершенно новый вариант самолета-заправщика.
Хотя разработка нового самолета только для того, чтобы SR-71 мог дозаправляться в воздухе, может показаться излишеством, это было абсолютно необходимо для эксплуатации SR-71. Blackbird потреблял топливо настолько стабильно (от 16,3 до 19,9 тонны в час), что без дозаправки в воздухе SR-71 исчерпал бы свой запас топлива всего через 4 800 км, чего вряд ли хватило бы для дальнего разведывательного самолета. Напротив, дозаправка в воздухе каждые 90 минут была жизненно необходима для работы SR-71.
Об авторе
Харрисон Касс — журналист, пишущий об обороне и национальной безопасности, на счету которого более 1000 статей на темы, связанные с международными проблемами. Адвокат, пилот, гитарист и профессиональный хоккеист, Харрисон служил летчиком-стажером в ВВС США, но был демобилизован по состоянию здоровья. Получил степень бакалавра в колледже Лейк-Форест, степень доктора юриспруденции в Орегонском университете и степень магистра в Нью-Йоркском университете. Харрисон слушает группу Dokken.