Уже седьмой год продолжается реформа украинской образовательной системы под названием "Новая украинская школа" (НУШ) — это уже третья попытка реформирования образовательной системы за годы Независимости Украины. Первые две потерпели полный крах. Не ожидает ли подобная судьба НУШ? Профессор, доктор педагогических наук Игорь Ликарчук не исключает такой возможности, ведь уроки неудач предыдущих реформ не выучены и работа над ошибками не сделана. Об этом он пишет в статье “Невыученные уроки, или… Или наступит крах НУШ”.
Конечно, как отмечает Ликарчук, многие проблемы можно и нужно объяснять войной и современными непростыми условиями работы учебных заведений.
"Однако невыученные уроки предыдущих реформ, отсутствие работы над ошибками в контексте их проведения обязательно обусловили бы появление тенденций, угрожающих успешному будущему НУШ", - пишет автор.
О каких уроках идет речь?
Первый урок
Согласно мировому опыту, масштабные образовательные реформы начинаются с учителя. А в украинских реалиях, даже несмотря на мощные декларации о роли и месте учителя в реформировании образования, учитель и учительствование стали вторичными.
Реализуя программу НУШ, стоило бы прежде всего вкладывать средства не в создание образовательных пространств и раскрашивание стен, а именно в человеческий капитал — в учителей, объясняет Ликарчук. Однако этого не делали как и во времена первых образовательных реформ, так и сейчас. К тому же практически ничего не сделано и для развертывания системы подготовки педагогов НУШ по специальным образовательным программам в высших учебных заведениях.
Второй урок
Второй урок касается системы управления образованием. Для успеха НУШ, по мнению Ликарчука, необходима принципиально новая система управления общим средним образованием, где каждая управленческая структура должна иметь четко определенные законом полномочия, из которых 80% должны быть сервисными.
Третий урок
Третий урок, который НУШ должна усвоить из опыта предыдущих попыток провести реформы, касается безразличия украинского сообщества к ним. То есть, как объясняет Ликарчук, общество в большинстве своем было и до сих пор остается безразличным к сущности образовательных реформ — замысел этих реформ не "овладел массами".
Подавляющее большинство общества не понимает, зачем нужно что-либо менять или вводить новое.
"И если бы только общество не понимало. Спросите учителей, понимают ли они, для чего введена новая система оценивания в базовой школе”, - отмечает автор.
По мнению Ликарчука, реально новым в украинском образовании должно стать не новое толкование уже известных постулатов советской эпохи (такой "грех" был у программ 1993 и 2002 года), не попытки "пересадить в украинскую почву" африканскую (финскую, шведскую, чешскую и т.д. ) образовательные пальмы, а именно формирование и внедрение в практику идей украинской национальной школы, которые базировались бы на лучшем отечественном теоретическом и практическом опыте.
“Очень хочется, чтобы досадный опыт провала замысла реформ 1993 и 2002 года не повторился с НУШ. Слишком много надежд и ресурсов в нее уже вложено. Есть огромное количество людей, включая меня, которые поддерживали и поддерживают НУШ. Ее нужно спасать. Однако лучше сказать правду о ситуации сегодня, чем тогда, когда она уже не будет нужна”, - пишет Ликарчук.
Будущее страны невозможно без качественного образования, а оно во многом зависит от учителей. Поэтому кадровые вопросы в школе без преувеличения являются вопросами государственного веса. Недавно сообщалось, что общественный союз "Освіторія" совместно с агентством Fama провели исследование, в котором основательно проанализировали ситуацию с кадровым обеспечением школ.
Согласно результатам, в Украине — ощутимая нехватка учителей. Такая тенденция остается устойчивой в последние пять лет и со временем обостряется. Также, как показал опрос, только 47% педагогов положительно относятся к НУШ, 36% нейтрально, а 17% негативно воспринимают изменения. Детальнее о результатах этого исследования рассказывала в статье для ZN.UA Зоя Литвин.