Снятие с военного учёта, а также документ, подтверждающий это, не позволяют выезжать за границу Украины. Выезжать могут только категории граждан, перечисленные в законе.
У истца была очень крайняя причина снятия с военного учёта: пп. 6 п. 6 ст. 37 Закона Украины «О военной обязанности и военной службе». Это означает, что ранее он был осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Когда мужчина пытался пересечь границу с паспортом и военным билетом с отметкой о снятии с учёта, ему отказали. С иском он дошёл до Верховного Суда Украины, который, в частности, дал интересные комментарии по отказу.
Гражданин просил отменить и признать незаконным решение об отказе ему в пересечении границы, а также обязать соответствующих госслужащих предоставить ему разрешение на выезд. Истец считает, что если он не является военнообязанным, то может выезжать за границу, и что отказ нарушил его конституционные права.
Суды всех инстанций в своих решениях об отказе в удовлетворении иска указывали, что истец не предоставил документов, которые подтверждали бы его право на пересечение границы. Верховный Суд указал, что факт снятия с военного учёта не является основанием для выезда за границу в период введения на территории Украины военного положения. Военный билет с отметкой о снятии подтверждает исключительно вопрос военного учёта и сам по себе не является достаточным подтверждающим документом для пересечения государственной границы. Законодательством определены категории лиц, имеющие право на пересечение в период введения на территории Украины военного положения и достигшие 16-летнего возраста, и никакого документа, подтверждающего его принадлежность к одной из этих категорий, истец не предоставил.
Верховный Суд утверждает, что истец ошибочно понимает нормы законодательства о пересечении границы гражданами Украины, связывая наличие права на пересечение с исключением из военного учёта. В то же время ВС считает, что ограничение категорий граждан в праве выезда за границу во время военного положения в определённой мере является вмешательством в личную жизнь лица. Однако это прямо предусмотрено законодательством и имеет легитимную цель.
Источник: «Судебно-юридическая газета»