Для производства расхваленной президентом РФ Владимиром Путиным ракеты "Орешник" в России использовали западное оборудование, пишет The Financial Times.
Издание отмечает, что два ведущих российских института оружейной техники, названные украинской разведкой разработчиками ракеты «Орешник», размещали объявления о поиске сотрудников, знакомых с системами металлообработки немецких и японских компаний.
«Вакансии для Московского института теплотехники и «Созвездие» иллюстрируют, как военная машина Кремля остается критически зависимой от иностранных технологий, охватываемых западными санкциями. Зависимость особенно выражена в области цифрового компьютерного управления (ЦКУ), технологии, особенно важной для производства ракеты, позволяющей фабрикам быстро формировать материалы с высокой точностью с помощью компьютеров для управления инструментами», – отмечает издание.
MИTT, который, согласно заявлениям украинской разведки, причастен к производству «Орешника», является ведущим учреждением по разработке российских твердотопливных баллистических ракет. В рекламных объявлениях, размещенных в 2024 году компания писала: «Мы придерживаемся систем FANUC, SIEMENS, HAIDENHEIN». Все три компании (первая японская, остальные две немецкие) производят системы управления для высокоточных станков с ЦКУ.
Те же три западные компании упоминаются в объявлениях, размещенных "Созвездием", которое указало одну из своих специализаций как автоматизированные системы управления и системы связи военного назначения. В публикации содержится запрос на «знание систем ЦКУ – Fanuc, Siemens, Haidenhain».
Financial Times также указывает, что на видео, опубликованном в начале этого года Titan Barrikady, третьей оборонной компанией, участвующей в производстве «Орешника», также присутствоет рабочий, стоящий перед устройством управления с брендом Fanuc.
Авторы материала пишут, что Россия долгое время полагалась на станки иностранного производства, несмотря на попытки создать отечественные альтернативы. В то время как Кремль закупает большие объемы высокоточного металлообрабатывающего оборудования из Китая, средства управления им продолжают поступать с запада.
Так, в 2024 году на обширной российской выставке восемь китайских компаний представили 12 моделей ЦКУ. По данным анализа Совета экономической безопасности Украины, 11 из этих моделей оснащены контролерами японских или немецких компаний.
Объявления о работе показывают, что даже Stan, компания, ведущая попытки России построить собственную индустрию производства ЦКУ, использует оборудование Heidenhain.
Издание напоминает, что приоритетом для союзников Киева было прекращение поступления контролеров из ЦКУ и соответствующего оборудования в Россию. Устройства и комплектующие входят в так называемый «общий список приоритетных товаров», от которых Москве особенно хочется отказать.
Исполнительный директор компании Volition, занимающейся производством промышленных частей, и эксперт по автоматизированным инструментам Ник Пинкстон отметил, что ограничение доступа к западным блокам управления ЦКУ могло бы замедлить российское производство оружия.
«Некоторые из этих высококачественных систем управления позволяют резать быстрее, сохраняя при этом точность. И если вам пришлось перейти на новую систему управления, вам придется переконфигурировать физическое оборудование и инструменты машины, а также полностью перепрограммировать каждую часть, которая будет стоить времени и денег, а также может снизить качество деталей», - пояснил он особенности.
И хотя экспортный контроль замедлил поток этих товаров в Россию, анализ FT российских документов свидетельствует о том, что с начала 2024 года в Россию поступило товаров не менее 3 миллионов долларов, включая компоненты Heidenhain.
Одна из поставок была отмечена как система, включавшая новый блок управления Heidenhain TNC640, изготовленный в 2023 году. Согласно данным сайта Heidenhain, TNC640 "определяет высокотехнологичный спектр технологий управления в своей отрасли" и "позволяет комбинировать фрезерно-токарные и шлифовальные операции".
Устройство по цене 345 000 долларов было доставлено через Китай в Baltic Industrial Company, российскую компанию, которая попала под санкции США и имеет историю поставки оборудования из ЦКУ для оборонной промышленности.
В 2022 году руководитель Балтийской промышленной компании Диана Каледина была арестована по обвинениям в махинациях с военным контрактом. Ее обвинили в том, что она импортировала станки из ЦКУ из Китая, а затем выдавала их за российские, чтобы они имели право на государственные дотации. Однако до конца того же года дело против Калединой закрыли после того, как омбудсмен постановил, что ее преследование «может нанести неоправданный ущерб российской станкостроительной промышленности», который был бы «критически важным для экономики».
В Heidenhain не ответили на запросы издания о комментариях по использованию их продукции в России. В Siemens заявили, что они «не идут на компромисс по соблюдению [санкций]» и расследуют «любые признаки обхода… и привлечь необходимые и соответствующие органы».
Fanuc признал, что машина, сфотографированная на Titan Barrikady, похожа на их оборудование, но отметили, что она выглядит старой. В компании заверили, что «усилили бдительность и контроль в процессах экспортного контроля, чтобы предотвратить потенциальное перенаправление технологий или оборудования российским компаниям».
Напомним, 21 ноября Россия атаковала Днепр экспериментальной баллистической ракетой среднего радиуса действия "Орешник" ("Кедр"), которая может нести ядерный боезаряд. По оценкам Главного управления разведки, сейчас у агрессора есть от двух до десяти таких боеголовок, а для начала серийного производства нужно провести еще не менее десяти испытаний. В то же время эксперты предполагают, что "Орешник" мог распастись еще на подходе к цели из-за вхождения в плотные слои атмосферы на скорости 2 км/секунду.
После удара Путин уже несколько раз угрожал ударить "Орешником" по Киеву, в частности, предлагал Западу "эксперимент": взыскать на определенный объект в Киеве системы ПВО/ПРО, которые смогут перехватить "Орешник" и "посмотреть" на результат. В ответ президент Украины Владимир Зеленский назвал его "долбойобом".