В этом мы будем разбираться вместе с Ксенией Альтенталлер, искусствоведом, культурологом и создателем сети арт-пространств Casa Picassa.
В чем смысл и идея «Черного квадрата»
Существует довольно много версий и все они противоречивы. В попытке найти ответ на этот вопрос, сотрудники Третьяковской Галереи решили провести рентгенофлуоресцентный анализ холста. То, что они обнаружили под слоем краски, повергло всех в шок. Поверх двухслойного изображения удалось разглядеть авторскую надпись. Но не будем забегать вперед и обсудим особенности этого великого произведения искусства по-порядку.
Квадрат не черный
Малевич не использовал черную краску для этой картины. Он смешал охру, жженую кость и мел. Сочетанию этих трех пигментов квадрат обязан своим красивым матовым оттенком. А полихромности работе добавил розовый, зеленый и желтый, которые так игриво проглядывают сквозь верхний слой растрескавшейся краски примерно с 1929 года, когда картина впервые начала трескаться.
Не квадратный
У этой фигуры на холсте нет ни одного прямого угла, и это было сделано намеренно, для создания оптической иллюзии формы. Выходит, это и не квадрат вовсе.
- Кто такой Бэнкси: художник, «качественный вандал» и провокатор
Не единственный
Малевич впоследствии создал еще два черных квадрата. Правда ни одному из них, не удалось снискать себе такую славу как первенцу. Второй был исполнен весной 1924 года для XIV Биеннале в Венеции, третий создан в 1929 году к персональной выставке в Третьяковской галерее, и в начале 1930-х годов — четвертый «Черный квадрат».
Так что же было обнаружено под слоями краски?
Под слоем краски было обнаружено несколько слоев геометрических композиций, поверх которых была нанесена надпись:
«Битва негров в темной пещере»
И это не шутка, а отсылка к названию картины 1882 г французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Такое название журналист шутливо присвоил абсолютно черному прямоугольнику.
Так кем же был этот прародитель «Черного квадрата»? Алле был довольно эксцентричным персонажем и обладал острым как бритва, чувством юмора. Он иронически относился к жизни и не стеснялся все время это подчеркивать едкими высказываниями из серии:
«В жизни часто случаются такие минуты, когда отсутствие людоедов ощущается крайне болезненно»
или
«Отъехать — это совсем немного умереть. Но умереть — это очень сильно отъехать!»
И словно вторя своей шутке, умер он довольно нетривиально, бросая в лицо смерти свой последний анекдот. Врач запретил ему подниматься с постели в течении полугода, чтобы получить шанс на выздоровление. Но как только за эскулапом захлопнулась дверь, он тут же побежал в ресторан неподалеку, чтобы выпить шампанского и сообщить всем о том, что:
«Забавные люди, эти врачи! Они серьезно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели!»
И действительно умер на следующий день. Оставив после себя еще несколько работ, нашедших продолжение у Малевича.
Так что, же это? Изящная и дерзкая отсылка или просто плагиат?
У Алле было несколько аналогичных черному прямоугольнику идей «революционных картин»:
«Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» — красный прямоугольник. А у Малевича появился красный квадрат или «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».
За ним последовали не менее замечательные работы «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» у Алле и «Белый Квадрат» у Казимира Севериновича.
Трудно сказать, вел ли Малевич таким образом глубокомысленный диалог «на своих холстах» с предшественником и учителем, толи это был бессовестный плагиат, а возможно и вовсе шутка которая слишком далеко зашла?
Или возможно Казимир Малевич таким образом планировал гениальный и долгоиграющий перформанс. Умышленно добавляя в слой верхней краски — мел. Мэтр рассчитывал на то, что спустя некоторое время квадрат начнет трескаться и являть миру свое провокационно — насмешливое послание.
- От да Винчи до Куинджи: самые дерзкие и абсурдные кражи произведений искусства
Но в этом случае, придется констатировать, что трещину дал скорее замысел, нежели сам Квадрат. Так как первые признаки деструкции верхнего слоя стали проявляться лишь в 1929-м году, спустя четырнадцать лет после создания картины-провокации.
Однако также можно примерно представить себе ошеломляющий эффект, который бы произвел подобный перформанс на зрителя в 20–30-е годы прошлого века. Это действительно было бы беспрецедентно.
Сейчас прошло уже более 100 лет с момента создания картины в 1918 году, и картина все еще продолжает трескаться но до демонстрации надписи все еще далеко. На данный момент ею можно полюбоваться только с помощью специализированного оборудования.
Каким был оригинальный план мастера — этого мы, к сожалению, уже никогда не узнаем. Эту тайну Казимир Северинович унес с собой в могилу. Тема по-прежнему остается довольно спорной.
Бесспорно только одно — его гениальность.
Ведь не смотря ни на, что ему удалось создать шедевр, который имеет не только визуально — эстетическую, но еще и смыслообразующую функцию. Это своего рода — манифест. Вызов брошенный в лицо творческим реалиям двадцатого века.
Декларированный как основная форма супрематизма, черный квадрат служил его опознавательным знаком. Члены основанной Малевичем группы учеников и последователей «Уновис» носили черный квадрат нашитым на рукаве или лацкане пиджаков.
В конце жизни Малевич даже ставил его в качестве подписи на своих поздних работах.
А последней просьбой художника незадолго до смерти было передать директору Третьяковской галереи М. Кристи, что самое лучшее произведение из всего, что есть в Третьяковской галерее, — это его «Черный квадрат».
Фото: Getty Images