Совсем недавно, 31-го декабря, под бой курантов весь мир отмечал начало первой четверти XXI века. Казалось бы, Новый год — вечный праздник и представить жизнь без него практически невозможно. Мы традиционно украшаем дома, выбираем лучший наряд и готовим подарки (читайте также: Чем заменить новогоднюю елку: 7 небанальных идей). Это время, когда каждый момент наполнен волшебством. Однако, были периоды «отмены» любимого торжества, и радость от его приближения приходилось скрывать. Впервые это случилось после вступления России в Первую мировую войну по приказу Николая II, позже — в эпоху СССР по распоряжению Сталина. Расскажем, как у советских граждан пытались «похитить» Новый год.
Появление одного из главных зимних торжеств в России
Петр I славится тем, что привнес бесчисленное количество новшеств в нашу страну. Одной из таких «диковинок» стало решение в начале XVIII века отмечать Новый год по юлианскому календарю — 1-го января. Этот обычай переняли от европейских христианских государств. Зимний праздник с того момента видоизменялся и даже подвергался запретам, но продолжал жить в сердцах людей. С приходом большевиков к власти единого мнения по поводу новогодних традиционных торжеств так и не сформировалось, но их все же решили возобновить. Кто же способствовал этому возрождению?
Любимый праздник Владимира Ильича
В советах по поводу новогодних гуляний ходило много разговоров, кто-то с нетерпением ждал этих дней, а кто-то считал традицию пережитком прошлого. Но сам Владимир Ильич Ленин наслаждался зимними торжествами и даже лично принимал в них участие. Например, в 1919 году прошли известные ленинские елки в Сокольниках, на которых вождь пролетариата выступал в качестве Деда Мороза: раздавал подарки и водил хороводы с маленькими гостями. Для детишек из рабочих и крестьянских семей это было настоящее чудо, поскольку в царской России только богатые семьи украшали елку и весело встречали Новый год. Так зимнее празднество стало общенациональным событием, когда каждый, несмотря на социальный статус, мог насладиться волшебной сказкой (читайте также: Элитные дома советских политиков: где жили люди, изменившие историю СССР).
Из «барской забавы» в «Комсомольское рождество»
Правда, чтобы избавиться от буржуазного прошлого, некоторые традиции, связанные с празднованием Нового года, большевикам пришлось скорректировать. Так, по особому постановлению партии серебряную Вифлеемскую звезду надлежало заменить красной пятиконечной. Теперь на торжествах читали пропагандистские и антирелигиозные лекции, слушали «Интернационал», а в детских садах ставили театрализованные сценки — «Красные елки», «Комсомольское рождество» и «Вечера безбожника». После смерти Ленина в 1924 году отношение к новогодним обычаям медленно, шаг за шагом, начало меняться. Они пока не были под запретом, но наслаждаться советские граждане зимними праздниками могли уже менее масштабно, в кругу семьи и друзей.
Сталин — похититель Нового года
Но, к сожалению, в 1929 году в агонии антирелигиозной пропаганды зимние гуляния официально оказались под запретом, и 1 января был объявлен рабочим днем. Да, Новый год — это не христианский праздник, однако, из-за того, что он отмечается непосредственно перед Рождеством и Крещением, возникала ассоциация с церковными тожествами. Сталин установил табу на все, что могло быть связано с полюбившимися зимними днями: на продажу елок и украшений, на собрания для традиционных гуляний. Дед Мороз был объявлен «самым главным другом и подельником священников и крестьян-кулаков», а в прессе шла активная пропаганда против всего, что хотя бы как-то могло быть причастно к религии (читайте также: Праздник без религии: как праздновали Рождество в СССР).
За исполнением предписания незыблемо следили добровольцы, ходившие по квартирам, чтобы проверить, не отмечают ли трудящиеся Новый год и православные праздники тайно. Не редкостью были доносы соседей, из-за которых нарушители могли лишиться не только работы, но и свободы.
Можно сказать, что тогда у народа украли светлое чудо, которое появилось у них совсем недавно, но успело стать таким родным и значимым.
Возвращение праздничных дней
Не известно, как бы сложилась судьба любимого новогоднего торжества, если бы не партийный деятель Павел Постышев. По воспоминаниям Никиты Хрущева, на одной из встреч с Иосифом Сталиным в Кремле политик упомянул традиционный зимний праздник и намекнул, что было бы неплохо его восстановить. Ответ главы правительства СССР не заставил ждать: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим».
И вот в 1935 году выходит статья в газете «Правда», в которой партийный деятель призывал вернуть советскую елку во все города и колхозы, списав ранее установленный запрет на сторонников Льва Троцкого. Есть мнение, что этим «возрождением» Постышев реализовал свою давнюю детскую мечту. По словам современников, будущий второй секретарь Украины рос в трудных условиях. В детстве он с завистью подглядывал в окна богачей, у которых дома была сверкающая нарядная елка. Так, Павел Петрович подарил зимнюю сказку не только себе, но и миллионам советских людей (читайте также: Вы удивитесь: 8 способов, которыми загадывали желания в СССР на Новый год (и они сбывались)).
Возращение любимого праздника не прошло без нововведений, однако от этого, кажется, он стал еще более волшебным. Отмечать решили теперь не 1-го января, а в канун Нового года, дабы избежать намеков на религию. Добродушному Старику Морозу доверили новую обязанность — оставлять под елкой ранним утром ребятишкам подарки. Также придумали образ красивой и забавной внучки Дедушки — Снегурочки. Именно в 1935 году Сталин произнес свои знаменитые слова: «Жизнь стала лучше, товарищи, жизнь стала веселее», скорее всего, именно возобновление традиции празднования Нового года, стал тому поводом. С этого момента и началась эпоха советских зимних торжеств, которые навсегда вернулись в нашу жизнь, став поистине самыми добрыми и волшебными днями в году.
Фото: Sergey Kohl/Shutterstock/Fotodom, Alexander Khitrov/Shutterstock/Fotodom, кадры из фильмов