Не только Украина, но и Европа в целом возлагает большие надежды на польское председательство в ЕС.
Шесть месяцев во главе Совета Евросоюза – конечно, недостаточное время для устойчивого успеха.
Но надежды, направленные ЕС на Польшу, не ограничиваются этими рамками.
Надежды на Польшу отражают вакуум лидерства в Европе, который Варшава способна и стремится заполнить, учитывая растущую экономическую и геополитическую проевропейскую позицию страны.
Впрочем, это совпадает с периодом, когда Польша также пересматривает отношение к политике ЕС в нескольких сферах: по обороне Европы, по расширению ЕС и по приориетности в ЕС "низкоуглеродной экономики".
О том, как Польша планирует решать все эти проблемы и ограничивают ли они ее способность к настоящему лидерству в ЕС, читайте в статье Пйотра Бураса и Михала Матлака Польша во главе ЕС: как Туск забирает у Германии роль лидера и что ждет Украину.
Далее – краткое ее изложение.
Польша больше всех из новых членов ЕС выиграла от своего вступления в Союз.
Успех Польши в ЕС был обусловлен тремя составляющими: относительной прочностью ее новых институций; общественным консенсусом; экономической моделью, основанной на низкой стоимости рабочей силы.
Но эта экономическая модель исчерпывает себя.
Способность Польши получить выгоду от интеграции теперь не очевидна.
Она зависит от того, удастся ли ей сформировать меняющиеся приоритеты ЕС с помощью собственной долгосрочной стратегии модернизации.
В зависимости от сценария, будущая европейская интеграция может либо снова стать ключевым двигателем развития Польши – или, наоборот, углубить ее слабость.
Польское председательство начнет формировать этот путь.
Ключевым вызовом будет финансирование европейской обороны.
Другим фундаментальным вопросом, который тесно связан с развитием европейских оборонных возможностей, является роль ЕС в мирных переговорах и возможные гарантии безопасности для Украины.
Позиция Польши заключается в том, что лучшим решением было бы приглашение Украины в НАТО.
И хотя дальнейшая интеграция украинского рынка в европейский будет оставаться ключевой проблемой и вызовом для польской политики по расширению ЕС (польские фермеры, перевозчики и т.
д.), во время польского председательства, вероятно, для Украины все же будут хорошие новости.
В частности, откроется первый кластер в переговорах (fundamentals), возможно открытие кластера по вопросам внешней политики и политики безопасности.
Сейчас ЕС заинтересован в поддержке сектора инноваций и новых технологий, а также цифрового рынка.
В этой сфере потенциал польских игроков ограничен.
Декарбонизация, еще один новый приоритет ЕС, остается особенно сложным вопросом для Польши, энергетика которой наиболее зависима от угля в Европе.
Отставание в сфере возобновляемой энергетики и сокращении выбросов является едва ли не самым существенным провалом 20 лет членства Польши в Евросоюзе.
Вместе с тем меняется и отношение других стран к франко-германскому лидерству, даже при принятии решений в ЕС.
Сегодня Германия может быть в меньшинстве при голосовании в Совете ЕС (как в случае с директивным решением по тарифам на китайские электромобили).
На этом фоне Польша требует места за столом, где сидят "взрослые".
Одной из сильных сторон Польши является личная позиция Дональда Туска, пользующаяся уважением во многих странах ЕС.
Впрочем, пока Веймарский треугольник с Францией и Германией остается важнейшим форматом международного сотрудничества для Польши, хотя это сотрудничество сталкивается со многими проблемами.
Польша берет на себя председательство в Совете ЕС не только в решающий момент для Европы, но и в ситуации, когда Польша также переоценивает свою европейскую политику.
В то же время на Польшу возлагаются надежды, что она заполнит пробел в лидерстве, в котором сегодня так нуждается ЕС.
Не менее важным является тот факт, что история Европы пишется сегодня в Центральной и Восточной Европе.
Ведь война в Украине в значительной степени будет определять будущее континента и его интеграцию.
Подробнее – в материале Пйотра Бураса и Михала Матлака Польша во главе ЕС: как Туск забирает у Германии роль лидера и что ждет Украину.