Война максимально повысила требования к государственным программам экономического развития. Все средства, собранные нами в бюджет в виде налогов, идут на потребности ВСУ. Гранты и кредиты от партнеров — на социальные нужды. В то же время стране нужны инвестиции, рабочие места с достойной зарплатой, наращивание производства товаров как для обороны, так и для гражданской жизни. Поэтому задача экономической политики заключается в том, чтобы ограниченный ресурс, который государство может израсходовать на поддержку предпринимательства, был использован наиболее эффективным образом — на увеличение внутреннего производства, привлечение инвестиций в реальный сектор и стимулирование несырьевого экспорта.
В 2024 году впервые в украинской истории реальным содержанием начали наполняться индустриальные парки (ИП).
Главный результат, ради которого создаются индустриальные парки, — появление новых промышленных предприятий, наконец-то начал проявляться. Ровно так, как это работает в других странах. Отличие только в том, что у них нет войны.
В индустриальных парках Украины по состоянию на конец 2024 года построены или строятся 25 заводов. Это предприятия в сферах производства продуктов питания, агропереработки, строительных материалов, деревообработки, машиностроения и других.
Кроме этого, введены в эксплуатацию свыше 100 тыс. кв. м промышленной недвижимости для релоцированных и новых предприятий, а также почти две сотни мегаватт электрической мощности для их работы. Подробнее о состоянии развития индустриальных парков можно прочитать здесь.
Несмотря на войну, индустриальные парки в 2024 году развеяли миф о непривлекательности Украины для иностранных инвесторов. В Белой Церкви в ИП британский Uniliver начал строительство завода по производству средств гигиены, а финская Peikko — завода по производству строительных материалов. Там же, в Белой Церкви, немецкая InTiCa Systems развивает завод по выпуску элементов для электромобилей, — в июне он получил сертификацию ISO 9001 и готовится расширить производство. В то же время в ИП на Ровненщине австрийский Kronospan запустил новую линию стоимостью 200 млн евро по производству OSB-плит.
Эти проекты — наглядное доказательство веры инвесторов не только в долгосрочное изменение экономической политики с акцентом в поддержку производителей, но и в победу Украины.
Впрочем, главным инвестором украинской промышленности при нынешних обстоятельствах являются все же украинские предприниматели. Часть из них присматриваются к индустриальным паркам как к возможности воспользоваться налоговыми и таможенными льготами на производственное оборудование. Они позволяют уже на этапе ввоза оборудования сэкономить до 30% средств. С учетом этого очень важно, что 2024-й стал годом первых кейсов с практическим применением нулевого импортного НДС и ввозной пошлины на оборудование.
Этой возможностью воспользовались компания Univest для запуска в 2024 году завода по выпуску упаковки для фастфуд-индустрии в Фастове, производитель ветровых электростанций из индустриального парка «Френдли Виндтехнолоджи» в Закарпатье, а также Ma'Rijany Hemp Company для запуска в начале 2025 года завода по переработке технической конопли на Житомирщине. Управляющая компания львовского ИП «Формация» Alterra Group сейчас помогает оформить эти же льготы новому заводу по производству строительных материалов.
Возможностью применить льготы по налогу на землю и недвижимость для индустриальных парков все чаще пользуются громады. Подчеркну, это право громады, не обязанность. Впрочем, опыт Винницы, Львова и уже упомянутой Белой Церкви демонстрирует, что такая поддержка возвращается в местные бюджеты поступлениями НДФЛ с зарплат работников новых предприятий. Что позволяет громадам конкурировать между собой за инвесторов. Своеобразный рекорд 2024 года установила громада небольшого закарпатского городка Перечин, чьи бюджетные доходы благодаря индустриальному парку выросли втрое.
Другой составляющей привлекательности индустриальных парков для промышленных инвестиций является готовая инженерно-транспортная инфраструктура. Государственные инвестиции в инфраструктуру индустриальных парков в 2024-м стали историческим прецедентом.
Министерство экономики в этом году впервые приняло решение выделить 15 индустриальным паркам на реализацию 34 проектов более одного миллиарда гривен. Средства предоставляются на условиях софинансирования 50% на 50% и дополнительных обязательств по строительству промышленной недвижимости и привлечению новых производств. Строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры запланировано в Коростене, Днепре, Виннице, Берегове, Белой Церкви, Хмельницком, Ковеле, Львове и других городах.
По расчетам, одна гривня государственных инвестиций позволяет привлечь 5–6 грн инвестиций частных. В текущем году Минэкономики планирует продолжать оказывать такую поддержку.
Интересным трендом 2024 года стало выделение трех моделей управления индустриальным парком в зависимости от того, кто занимается его развитием: девелопер, громада или промышленный инвестор. Все три модели уже имеют положительные кейсы и выглядят перспективными. Но есть и особенности. Руководители громад, развивая ИП, думают в первую очередь о создании новых рабочих мест и будущем НДФЛ. Промышленники, как правило, уже имеют в парке собственное производство и заинтересованы в привлечении партнеров для формирования отраслевого кластера вокруг себя. А девелоперы сосредоточены прежде всего на качественной инфраструктуре, которая обеспечит предприятия не только готовыми производственными зданиями, но и складами, конференц-залами, учебными и выставочными площадями.
Главные ожидания от индустриальных парков в 2025 году связаны с запуском новых заводов. Именно этот показатель, а не статистика открытия новых ИП, должен находиться в фокусе внимания правительства и громад. Чистка реестра ИП от бездействующих парков — один из приоритетных вызовов для Минэкономики. В Верховной Раде в то же время готовим технические изменения по усовершенствованию законодательства, которые наработаны совместно с управляющими компаниями, промышленниками, руководителями громад и правительством.
Я далек от мысли, что индустриальные парки в Украине уже набрали необходимый темп. Нам еще не доступны показатели соседней Турции, где ИП обеспечивают треть экспорта, или Южной Кореи, где на них приходится 70% промышленного производства. Но 2024 год, похоже, стал первым, когда можно уверенно говорить о правильных шагах, сделанных на всех уровнях управления — от громад до президента. Теперь нужно не останавливаться, чтобы удержать доверие украинских и иностранных промышленных инвесторов.
С учетом этого важно отметить, что индустриальные парки стали государственным приоритетом не сами по себе, а как часть политики развития украинских производителей «Зроблено в Україні». Опыт Германии, Японии, Южной Кореи и других стран, которые успешно восстанавливались после войн, свидетельствует: преодоление бедности и устойчивый экономический рост — результат реализации целенаправленной промышленной политики на протяжении десятилетий. Такие составляющие «Зроблено в Україні», как индустриальные парки, доступные кредиты «5–7–9», гранты на переработку, компенсация стоимости аграрной техники и другого украинского оборудования, локализация в публичных закупках и другие, — это только первые шаги в направлении создания прочной устойчивой экономики.