Вернуть веру в завтрашний день: как создать эмоциональную опору для ребенка
Вернуть веру в завтрашний день: как создать эмоциональную опору для ребенка

Вернуть веру в завтрашний день: как создать эмоциональную опору для ребенка

Вернуть веру в завтрашний день: как создать эмоциональную опору для ребенка

Адаптироваться к новым реалиям — задача, которая дается нелегко. Для взрослых война не только создала новые проблемы, но и актуализировала те, что казались решенными. Для детей ситуация еще сложнее, ведь их эмоциональная система только формируется.

Иметь стабильного взрослого, который может создать атмосферу безопасности дома, — базовая потребность ребенка. Безопасный взрослый должен поддерживать хотя бы минимальную структуру жизни ребенка — обучение в привычном месте, возможность общаться с ровесниками и переживать изменения вместе.

Однако взрослые в состоянии неопределенности не всегда могут быть опорой. Перемены в обучении, эвакуация, разлука с близкими, потери, которые смещают ориентиры, — все это отражается на психологическом состоянии. Детям во время войны сложно сохранять базовое доверие к миру, находить смыслы, строить отношения и отвечать себе на вопрос «Кто я?».

Они не всегда могут объяснить, почему не могут уснуть, почему болит голова или почему они начинают забывать о важных вещах. Это может быть признаком соматизации — физического отражения глубоких эмоциональных переживаний, которые ребенок не в состоянии осмыслить и рассказать.

Ответственность взрослых — вовремя отреагировать и обратиться за помощью не только к врачам, но и к психологам.

Как война изменила состояние детей

С началом полномасштабной войны реакции детей менялись в зависимости от их возраста, но всех объединяли общие черты — стресс и травма. Самыми распространенными эмоциями были тревога, страх потерять близких и нарушение сна. У детей до шести лет изменились даже простейшие навыки: они становились более тревожными, чаще плакали, искали физический контакт с родителями. Иногда регрессировали в поведении, характерном для раннего возраста, например снова сосали палец. Это было попыткой найти стабильность в мире, который внезапно стал опасным.

Школьники не могли сосредоточиться на учебе, их пугали сирены или взрывы, а физические симптомы, такие как головная боль или боль в животе, стали привычными.

Подростки старались скрывать свои эмоции, но их поведение становилось другим. Замкнутость, агрессия, апатия — все это указывает на то, что война усугубляла трудности сложного возраста. Эту тенденцию подтверждает и то, что тревожные суицидальные мысли участились среди подростков.

На третий год войны ситуация изменилась, но не всегда к лучшему, ведь острые симптомы стали хроническими.

Дети, которые остались под заботой родственников или бабушек, чувствуют тревогу и нестабильность из-за нарушения эмоциональных связей с родителями. Младшие дети часто не понимают, что происходит, и редко получают объяснение, которые могут осознать. Они ощущают общую атмосферу опасности и напряжения, и события могут казаться еще более страшными, чем они есть на самом деле. Это проявляется боязнью темноты, одиночества, громких звуков, а также регрессивными реакциями, например энурезом.

Младшие дети, которые живут с матерями за границей, скучают по друзьям и жизни до войны. Они отказываются ходить в новую школу, не хотят учить новый язык, а адаптация к новой среде становится для них большим испытанием. Противостояние между прошлым и настоящим часто приводит к эмоциональным трудностям, слезам и чувству глубокой изоляции.

Сейчас подростки остро осознают реальность войны, которая накладывается на их поиск идентичности. Они сталкиваются с хаосом, который провоцирует чувство одиночества, тревоги или потребность бежать от этого — через дружеские отношения, компьютерные игры или бесконечный пересмотр видео. Социализация становится тяжелым вызовом: буллинг, размышления об идентичности, ангедония и гендерные вопросы часто связаны с недостаточной верой в стабильность окружающего мира. Также распространяются психосоматические расстройства, анорексия, депрессия и другие проблемы, которые возникают из-за коммуникационной изоляции, отсутствия социальной среды и возможностей для самовыражения.

Дети, у которых погибли родители, переживают эту потерю с болью. Они не контактируют с друзьями, замыкаются в себе и часто говорят, что ровесники не могут их понять. Война забирает не только родных, но и веру в стабильный и понятный мир, что лишь усиливает их внутренний стресс и апатию.

Как выстроить эмоциональную связь с ребенком

В периоды большой неопределенности эмоциональные связи приобретают особое значение. Иногда родители настолько заняты решением насущных проблем — оплатой счетов, организацией быта, заботой о детях, что не имеют возможности найти время на настоящее общение. И это нормально. Но даже в таких условиях важно не забывать о качественном времени, проведенном с ребенком.

Иногда достаточно просто поинтересоваться эмоциями ребенка, спросить, что с ним происходит. Ключевое здесь — быть внимательным к состоянию ребенка. Чтобы установить настоящую эмоциональную связь, нужно выделить время только для ребенка. Это может быть небольшая прогулка или совместная игра.

Однако иногда взрослые включают функцию «улучшение»: дают советы, поучают, решают проблемы. Ребенок же воспринимает это как отсутствие понимания или даже критику.

Используйте общее время, чтобы по-настоящему познать своего ребенка. Не спешите и не старайтесь успеть сделать что-то полезное. Не давайте советы без запроса — выслушайте ребенка без рекомендаций и оценок. Не делитесь своими проблемами. Ребенок не должен быть вашей опорой, для этого есть другие взрослые.

Главное — помочь ребенку почувствовать себя ребенком. Дать возможность учиться на собственных ошибках, брать ответственность за свои поступки, но не заставлять взрослеть слишком рано. Важно, чтобы этот процесс проходил естественно, без страха или давления.

Если родители переживают трудные моменты, хорошо, если рядом есть другие надежные взрослые, которые могут поддержать ребенка. Например учителя, тренеры, врачи или даже соседи. Так он поймет, что не только родители могут помочь, и будет развивать способность доверять.

Ребенок, который ощущает заинтересованность в себе как в личности, без оценок и сравнений с другими, получает настоящую опору. Такая эмоциональная связь помогает сформировать чувство безопасности, доверия и уверенности, которые остаются с ним на всю жизнь.

Источник материала
loader
loader