Немецкая интрига: сколько колонн Кремля пройдет в Бундестаг?
Немецкая интрига: сколько колонн Кремля пройдет в Бундестаг?

Немецкая интрига: сколько колонн Кремля пройдет в Бундестаг?

Немецкая интрига: сколько колонн Кремля пройдет в Бундестаг?

Избирательная кампания в парламент Германии интригует и вызывает беспокойство. Сразу две политические силы, которые имеют выраженные симпатии к России, могут попасть в новый состав Бундестага. Интрига в том, что одна из них — на грани проходного барьера. А с другой немецкие политики сейчас не готовы вступать в коалиционные переговоры.

Электоральная ситуация в Германии отчасти отображает общеевропейский и в целом западный тренд к коррекции общественных настроений вправо. Социология фиксирует длительное и безоговорочное лидерство правоконсервативного блока ХДС/ХСС, которому пророчат 3032% поддержки. Второе место достаточно уверенно занимает крайне правая «Альтернатива для Германии» (AfD). Последние опросы дают ей 2022% голосов избирателей. Притом есть некоторая тенденция роста рейтингов AfD по сравнению со второй половиной 2024 года.

Третье место с показателем 15–16% уже в течение длительного времени стабильно удерживает руководящая умеренно левая Социал-демократическая партия (СДПГ). За ней идут «Зеленые» с 12–14%. А ниже расположились политические силы, которые могут попасть в немецкий парламент, но это не гарантировано. Лучшие шансы преодолеть пятипроцентный барьер у леворадикального «Альянса Сары Вагенкнехт» (BSW). Но с этой недавно созданной партией происходят противоположные AfD метаморфозы. Она теряет позиции. Еще в сентябре за крайне левых были готовы проголосовать 10% немцев. Сейчас рейтинг BSW упал до 46%.

Сложная ситуация у умеренно либеральной партии «Свободных демократов» (FDP). «Свободная демократическая партия» была членом коалиции в правительстве Шольца. Но решила хлопнуть дверью, пытаясь спасти свое политическое будущее. Ее рейтинги колеблются в пределах 4–5%. Так что неизвестно, удастся ли FDP сохранить прописку в высшей лиге немецкой политики. Призрачные шансы попасть в Бундестаг у бывших соратников Сары Вагенкнехт «Левых» (Die Linke), которые набирают 3–4% голосов. Остальные политические силы точно не будут представлены в новом составе Бундестага.

Особенность нынешних электоральных гонок в Германии — наличие сразу двух партий, которые идут в Бундестаг с выраженными пророссийскими сантиментами, — «Альтернатива для Германии» и «Альянс Сары Вагенкнехт». Притом в немецком случае крайне левые занимают даже более пророссийскую позицию, чем крайне правые. Недавно обе политические силы задекларировали свои предвыборные позиции, в частности относительно внешней политики, и подтвердили свое прокремлевское реноме.

12 января на партийном съезде «Альтернатива для Германии» отказалась поддержать предложение своего депутата, одного из основателей политической силы Альбрехта Глазера. Член Бундестага предложил однопартийцам внести в манифест AfD пункт об осуждении российской агрессии против Украины. Но 69% делегатов конференции выступили против такой идеи. Вместо этого партия высказалась в пользу нейтральной Украины вне НАТО и ЕС. И выступила за восстановление работы «Северного потока» и покупки российских энергоносителей.

Сара Вагенкнехт после полномасштабного российского вторжения постепенно взяла на себя роль главного адвоката России в Германии. Лидер BSW никогда не теряет возможности упрекнуть немецкое правительство и политических оппонентов в желании помогать Украине. И ставит себе в заслугу отказ Олафа Шольца передать Киеву ракеты Taurus.

На предвыборном съезде в Бонне ее политическая сила подтвердила курс на развитие стратегического сотрудничества с РФ. А также выступила за отмену антироссийских санкций и прекращение поставки оружия Украине. Съезд начался с показа критического фильма о НАТО. Под громкие аплодисменты в зале прозвучали призывы к миру с Россией, и участники осудили «вассальную зависимость немецких правительств от США». Депутат Бундестага от BSW Севим Дагделен призвала вывести 37 тысяч американских солдат и не размещать в Германии американские ракеты средней и малой дальности. Съезд поддержал позицию, которая предполагает ускорить развитие экономики за счет покупки дешевого российского газа. «Мы должны вернуться к критерию наиболее низкой цены, а не идеологии и двойной морали. Мы нуждаемся в долгосрочных контрактах, как было раньше. Мы не хотим покупать газ из США в три раза дороже», — цинично заявила Сара Вагенкнехт.

Несмотря на частичную схожесть взглядов AFD и «Альянса Сары Вагенкнехт» на отдельные аспекты внутренней политики и ориентации на возобновление сотрудничества с Москвой, обе политические силы считают друг друга принципиальными конкурентами. На съезде партии Сара Вагенкнехт посвятила много времени жесткой критике ультраправых и их лидера Алисы Вайдель. Лидера левых популистов особенно возмутило предложение кандидата в канцлеры от AfD тратить 5% ВВП на вооруженные силы. За это Сара Вагенкнехт с насмешкой расшифровала аббревиатуру AfD как «вооружение для Дональда (Трампа)».

Для Украины крайне нежелательно, чтобы в парламент попали сразу две политические силы с пророссийскими сантиментами. Еще осенью 2024 года, когда «Альянс Сары Вагенкнехт» отмечал хорошие результаты на местных выборах в Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге, казалось, что такого сценария не избежать. Однако сейчас есть шансы, что по крайней мере одна из колонн Кремля может и не пройти в Бундестаг. В «Альянсе Сары Вагенкнехт» всего 1100 членов и 25 тысяч зарегистрированных сторонников. К тому же в политической силе тлеет внутренний конфликт в региональном отделении в Гамбурге, члены которого обвиняют руководство партии в авторитаризме. Эти факторы в комплексе могут помешать BSW преодолеть пятипроцентный барьер.

Угрожает ли Украине после выборов в Бундестаг привлечение к формированию коалиции партий, которые занимают пророссийскую позицию в сфере внешней политики? Социология показывает, что ХДС/ХСС и «Альтернатива для Германии» вместе набирают больше 50%. С точки зрения математики, они действительно могли бы сформировать правительственную двухпартийную коалицию. ХДС/ХСС в последнее время существенно усилила антимиграционную риторику и сместилась от центра к правому флангу. Это закономерный процесс, поскольку немцев сейчас волнуют прежде всего вопросы миграции, безопасности и экономики. Однако в современной Германии есть неформальное правило, которого придерживаются все традиционные партии, — не создавать коалицию с ультраправыми. Да и подавляющее большинство избирателей ХДС/ХСС, не говоря уже об избирателях социал-демократов и «Зеленых», категорически не восприняли бы идею такого политического союза.

С другой стороны, если «Альянс Сары Вагенкнехт» все-таки пройдет в Бундестаг, немецкие политики также запросто смогут обойтись без него во время формирования правительственного большинства. Рейтинг пророссийских крайних левых на общенациональном уровне слишком мал, чтобы сделать невозможным создание правительства без их участия. Партия «подруги Путина» не сможет навязать в Бундестаге сценарий Тюрингии и Бранденбурга, где системным партиям пришлось вступить с ней в политический союз.

Вероятнее всего, коалиция будет формироваться вокруг правоконсервативного блока ХДС/ХСС, который почти гарантированно станет победителем выборов. Но своими силами лидеру христианских демократов Фридриху Мерцу не удастся образовать большинство. Придется договариваться. И здесь возможны несколько вариантов, в целом благоприятных для Украины. Хотя есть нюансы.

Активнее проукраинскую позицию декларируют «Свободные демократы» и «Зеленые». Если FDP все-таки попадет в Бундестаг, есть шанс на формирование правительственной коалиции в составе ХДС/ХСС, «Зеленых» и «Свободных демократов». Помешать этому могут идеологические расхождения между правоцентристами и «зелеными» по вопросу развития экономики и экологической повестки дня.

Немного худшим был бы вариант, если бы правительственная коалиция формировалась вокруг только двух политических сил — ХДС/ХСС и Социал-демократической партии Германии. Учитывая чрезмерную осторожность СДПГ в вопросах и методах противодействия российской агрессии, то это могло бы повлиять на окончательное решение правительства Фридриха Мерца об объемах и номенклатуре военной и дипломатической поддержки Украины. Но все-таки кажется, что правительство, в котором ведущую роль будут играть консерваторы, будет более решительным, чем правительство Олафа Шольца.

Хотя пророссийские силы в Германии идут на выборы двумя колоннами, их потенциала сейчас недостаточно, чтобы изменить внешнюю политику Берлина. Позитивный момент в том, что партии консервативного, либерального и социал-демократического направления на общегосударственном уровне категорически не настроены формировать большинство с крайне правыми и (хотя и в несколько меньшей степени) крайне левыми. Тогда как коалиционного соглашения между ХДС/ХСС, социал-демократами, «Зелеными» и «Свободными демократами» в разных вариациях, несмотря на существенные идеологические расхождения, вполне возможно достичь. К тому же 61% опрошенных граждан ФРГ высказались против восстановления германо-российских экономических отношений и отмены санкций против России, введенных после полномасштабного вторжения в Украину. При таких условиях политические партии не могут игнорировать настроения, царящие в обществе. Ситуация в Германии принципиально отличается от ситуации в Австрии. В целом это хорошая новость для Украины.

 

Источник материала
loader