Из-за войны украинский бизнес имеет многочисленные проблемы и может планировать свою деятельность всего на несколько недель вперед. В то же время, основная цель промышленности сводится к тому, чтобы выжить, сохранить коллективы и остаться на плаву. В этой ситуации планы «Укрзалізниці» повысить тариф на грузовые перевозки на 37% приведет к еще большим убыткам и закрытию предприятий, заявил руководитель Проектного офиса компании Метинвест Александр Водовиз в эфире телеканала «Прямой».
«Тарифы сейчас растут повсюду – и на передачу электроэнергии, и на поставку воды, и на транспортировку газа. Государственные монополии поднимают тарифы, чтобы полностью переложить свои растущие расходы на плечи потребителей. Но бизнес, производящий продукцию и оказывающий услуги по рыночным ценам, является именно тем, кто платит налоги, и именно по налогам мы можем финансировать оборону. Поэтому государство должно сделать выбор. Если государство готово к тому, что бизнес будет закрываться и налогов будет все меньше – поднимайте тарифы дальше. Тогда государство не получит денег на противодействие агрессии, ведь налоги – это, по сути, единственный источник финансирования Сил Обороны», - подчеркнул он.
Водовиз указал, что сейчас некоторые предприятия Метинвеста уже остановились, но после подорожания логистики ситуация значительно ухудшится. В то же время «Укрзалізниця» имеет пути снижения расходов, ведь сейчас финансирует неэффективные предприятия в своем составе.
«У нас стоит сейчас Ингулецкий ГОК, 3 тысячи человек без работы. Остановились ремонтные предприятия. Поэтому мы приходим в «Укрзалізницю» и объясняем, что у нас нет финансового запаса. Повышайте у себя производительность труда, закрывайте в неэффективных предприятиях. А там много неэффективного, и это хорошее время реформировать «Укрзалізницю» и сделать ее конкурентоспособной. Но реакции нет. Ситуация сейчас такова, что государственные монополии, как Укрзалізниця, чувствуют себя в комфорте. У нас убытки три года, в УЗ прибыли. Да, в 2023 году было 5 миллиардов гривен», - подчеркнул специалист.
Наблюдательный совет «Укрзалізниці» согласовал повышение грузовых тарифов на 37%. В настоящее время проект находится на рассмотрении в Министерстве развития общин и территорий Украины. При этом за 3 квартала 2024 года УЗ получила 1,7 млрд грн чистой прибыли – это, по убеждению экспертов рынка, позволяет компании удержать тариф на грузы на текущем уровне.
Бизнес-ассоциации, в том числе международные торговые палаты, подвергли критике повышение тарифов и предупредили о значительных рисках для экономики, которые оно несет. А в «АрселорМиттал Кривой Рог» заявили об угрозе закрытия завода и увольнении 20 тыс. работников.