В Украине готовится реформа социального страхования, призванная упростить получение помощи людям, которые столкнутся с тяжелой болезнью или травмой. Так, в случае потери трудоспособности не потребуется оформлять инвалидность просто, чтобы получить средства реабилитации или выплаты. Изменения предусматривают продление срока больничных с четырех до 14 месяцев, индивидуальный подбор социальных услуг и решение вопроса с возвращением к работе еще на этапе лечения. Так, в случае невозможности оставаться на предыдущей работе после полученных травм или заболевания человеку будут помогать с поиском другой работы или переобучением. "В идеале мы хотим, чтобы максимальное количество людей, имеющих какие-либо ограничения со здоровьем, не видели препятствий, чтобы быть независимыми от государственной поддержки", - комментируя инициативу, отметила замминистра социальной политики Дарья Марчак. "Апостроф" во время блиц-интервью расспросил у нее о нюансах реформы, работе над усовершенствованием пенсионной системы, а также, может ли изменение в помощи на ребенка улучшить демографическую ситуацию в Украине.
– Почему именно сейчас ведомство занялось реформой социального страхования?
– Придя в Министерство социальной политики (в июле 2022-го), наша команда начали системно пересматривать все инструменты поддержки на предмет эффективности. Ибо было очень много нареканий. Все считают, что в Украине очень низкий уровень социальной поддержки. Мы начали анализировать и параллельно работать над реформой соцстраха, солидарной пенсионной системы, которую уже подготовили и запустили на согласование; введение накопительной пенсионной системы. Параллельно я работаю над введением профессионального накопительного пенсионного обеспечения. Также мы полностью пересматриваем систему выплат – разработали законопроект о базовой социальной помощи, кроме того мы пересматриваем социальные надбавки по уходу.
С приходом нашей команды мы полностью демонолизовали рынок средств реабилитации для людей с инвалидностью. Раньше только государственные протезные предприятия могли предоставлять протезы на государственные средства. У нас была монополия на признание качества. К примеру, международная компания по производству бионических протезов в Украине должна была пройти еще дополнительную сертификацию маленькой украинской компанией. Сегодня система распределения расходов государственного бюджета в социальной сфере, мягко говоря, далека от справедливости. Мы хотим это исправить, хотим, чтобы эта система отвечала требованиям ЕС, чтобы она была более дружественной, проактивной, справедливой.
- Насколько я понимаю, после внедрения реформы соцстраха человеку не нужно оформлять инвалидность только потому, что его лечение длится более четырех месяцев и работодатель имеет законные основания его уволить, если он не вернется к работе?
– По большому счету, нам вообще не нужен статус инвалидности, чтобы помогать человеку. Мы помогаем либо если есть показания медицинской команды, либо если, например, по результатам оценки медицинской командой, которая подтверждается специалистом из сферы занятости, нельзя вернуться к работе или есть утрата возможности иметь свой заработок.
- Если я правильно понимаю, после реализации реформы в случае частичной потери трудоспособности человеку будет ежемесячно выплачиваться разница между заработком, который лицо имело до травмы или болезни и после возвращения к работе?
- Если человек вернулся к работе, но имеет меньший доход, чем имел к страховому случаю, то да, платится разница. А если человек вообще не может вернуться к работе, мы ему платим 100% той зарплаты, которую он получал до наступления страхового случая.
- Но часто, к сожалению, людей оформляют на не белую зарплату. Не перечеркивает ли это намерение повысить выплаты в результате реформы?
– Если человек получал не белую зарплату, он не платил налоги, не делал взносы в эту страховую систему, мы ему будем покрывать разницу только в пределах того, что он получал официально. Очевидно, что если человек получал 100 тысяч. грн, а платила с минимальной зарплаты или ее половины, мы не будем компенсировать 100 тысяч. Это не будет справедливо.
– Такая компенсация выплачивается вместе с пенсией по инвалидности или вместо?
- Вместо.
– История с внедрением обязательной накопительной пенсионной системы в Украине тянется долго. В 2026 году, как думаете, сможем запустить?
– Мы разработали законопроект, надеемся, в январе внести его на рассмотрение правительства. Мы очень хотим, чтобы в 2025 году он был принят в обоих чтениях. Тогда с 2026 мы сможем начать подготовительную работу. Подготовительной работы будет очень много – это огромный блок законодательства, до сотни нормативных актов нужно будет принять Кабмин, Нацкомиссию по ценным бумагам, подготовить очень качественную инфраструктуру запуска, разработать ИТ-систему, которая будет обеспечивать качественное управление накопительной системой. То есть если очень-очень быстро работать, – минимум год подготовительной работы, а скорее всего – больше.
– В этом году для спецпенсий в Украине ввели понижающие коэффициенты. Готовы ли вы к искам от их получателей?
– Это как раз к вопросу о справедливости. Мы понимаем, что кто-то может обратиться в суд. Но мы убеждены в том, что судебная ветвь власти должна понимать роль государства. У нас очевидный супердисбаланс в размерах пенсий. Более того – согласно нормам действующего закона, невозможно получить такие размеры пенсий, о которых мы читаем иногда в медиа.
- Это по решению суда…
– Да, эти размеры выплат люди получают по решениям суда, как правило, это не одно решение. Мы понимаем, что будет много несогласных. Но мы обращаем внимание, что у нас есть решение Конституционного Суда, говорящее о том, что государство должно обеспечивать гарантии высокого уровня для людей, которые с оружием защищают Родину. И в этом решении по поводу ограничивающих коэффициентов мы обеспечили эти гарантии. Мы не применяем ограничивающие коэффициенты для людей, защищавших или защищающих сегодня Украину. То есть, для наших военных, начиная с 2014 года. И если человек не согласен с ограничительными коэффициентами, примененными к нему, а мы говорим преимущественно о сотрудниках силовых органов, получающих спецпенсии, они могут идти защищать Родину и тогда на них это ограничение не будет распространяться.
- Размер пособия для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) остается неизменным: 2-3 тыс. грн на человека. Есть опция – субсидия на жилье, но ею можно воспользоваться только в случае наличия официального договора аренды. Не помеха ли это, ведь не все собственники жилья готовы легализоваться?
– Субсидия еще не введена, она стартует с 29 января. Мы понимаем, что это ключевой ограничивающий фактор. Здесь вопрос состоит из многих компонентов: мы точно заинтересованы в том, чтобы договоры были заключены. Потому что заключенный договор – это защита и арендодателя, и арендатора. Плюс это цивилизованные отношения. Мы понимаем, что у нас арендодатели не хотят заходить в эти договоры по разным причинам. К примеру, не хотят платить налоги. Хорошо, мы сделали норму – оплатим за них налоги (государство будет компенсировать для арендодателя налоги, которые должны быть уплачены с дохода, полученного из аренды – ред.). За счет этой субсидии мы улучшаем защиту не только арендаторов, но и арендодателей, ведь фактически мы гарантируем им доход. Наличие договора – это защита и для арендодателя, что: 1) ВПЛ имеет юридическое обязательство; 2) государство за этого человека платит и делает это исправно, у нас никогда нет задолженностей по социальным выплатам.
Мы будем анализировать все факторы, для этого привлекли ОО помочь делать опрос ВПЛ: смогли ли они воспользоваться этим инструментом или нет, если нет, то по каким причинам. Но главное – это условно как субсидия на ЖКУ. Сегодня у нас каждая четвертая семья в Украине – получатель субсидий и льгот. Десять лет назад, когда вводили субсидии, никто не понимал, как это будет работать: как это так, семья будет отчитываться?! Сегодня вы слышите хотя бы одно сетование? Комфортный инструмент, все к нему привыкли, все семьи знают, как работают субсидии, у всех заключены договоры с предоставлятелями услуг. Система работает идеально или близко к этому. Нам нужно также приучить общество к такому инструменту.
– Рассматривает ли министерство возможности реформирования выплат на ребенка в контексте улучшения демографической ситуации? Есть ли какие-нибудь идеи?
– Идей у нас много. Сама по себе выплата при рождении – точно не тот инструмент, который помогает семье принять решение. Если это единственный инструмент, который помогает принять решение о рождении ребенка – это очень плохо. У нас есть юридическая позиция правозащитных детских организаций. К примеру, Украинская сеть за права ребенка четко говорит об отрицательной корреляции: увеличение выплат при рождении увеличивает количество семей, которые рожают детей только для получения выплаты, а затем отдают ребенка в институциональное учреждение на воспитание. И это ужасно. Поэтому сейчас мы разрабатываем новую систему того, каким образом будем поддерживать семью с детьми, чтобы она могла спокойно воспитывать ребенка, зная, что государство не оставит его в бедности. Но это не касается выплат именно при рождении. Это касается финансовой поддержки от государства на всем жизненном цикле ребенка до взросления, чтобы избежать попадания семьи в беду.
Мы уже проанализировали, на каких этапах взросления ребенка семья сталкивается с наибольшими расходами, и начали вводить соответствующие выплаты. Например, мы поняли, что среди немалых статей расходов - закупка вещей на зиму, потому что покупаемое в этом году в следующем уже не будет ребенку, особенно, если речь об обуви. И в этом году уже ввели выплату "Теплая зима" в размере 6500 грн на приобретение теплой одежды. Выплату получило 600 тыс. детей – это немало.
В 2025 году мы хотим ввести еще несколько таких целевых выплат, которые помогут семьям с детьми покрывать чрезмерные расходы. Также мы работаем над реформой системы поддержки мамы во время рождения ребенка, чтобы дать ему большую свободу выбора моделей получения денежной поддержки от государства. Не буду раскрывать детали, потому что мы еще не финализовали дизайн.
Еще мы хотим поработать над тем, чтобы обеспечить максимальные возможности для качественного отдыха ребенка. Здесь планируем поработать с местными общинами, потому что в небольших населенных пунктах, без развитой инфраструктуры, видим проблемы, как наши дети проводят свое свободное время. Есть хорошие международные практики, и мы планируем некоторые ввести.