Во время испытаний люди-операторы были перегружены лишь 3% времени, независимо от количества подконтрольных машин.
Эксперты при поддержке Агентства перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) выяснили, что человек может в одиночку управлять роем из более чем 100 наземных и воздушных роботов. Результаты обнародовал журнал IEEE Spectrum.
Все чаще рои автономных роботов испытываются и развертываются в сложных миссиях, однако военным все еще нужно в некоторой степени их контролировать. Как показало исследование, человек-оператор чувствует себя перегруженным лишь в короткие промеждутки времени. Например, в особенно сложном многодневном эксперименте в городских условиях люди-диспетчеры находились на пределе возможностей только 3% времени.
В ноябре 2021 года в Форт-Кэмпбелле в Кентукки два человека-диспетчера по очереди участвовали в серии миссий в течение трех недель с целью нейтрализации вражеской цели. Оба человека-диспетчера имели значительный опыт управления роями и участвовали в чередующихся сменах, которые варьировались от 1,5 до 3 часов в день.
Во время испытаний операторы находились в специально отведенном месте на краю испытательного полигона и использовали виртуальную модель окружающей среды, чтобы следить за тем, где находятся транспортные средства и какие задачи им выполняют.
Самая большая группа включала 110 дронов, 30 наземных транспортных средств и до 50 виртуальных транспортных средств, представляющих дополнительные реальные транспортные средства. Роботы должны были перемещаться по реальной городской среде, а также по ряду виртуальных преград, представленных с помощью AprilTags — упрощенных QR-кодов, которые могли обозначать угрозу.
DARPA сделала последние полевые испытания исключительно сложными, предоставив тысячи условных опасных мест и фрагментов информации для поиска. Для решения некоторых проблем требовалось одновременного взаимодействовать с несколькими роботами, а некоторые угрозы перемещались по местности.
На протяжении каждой смены миссии отслеживались физиологические реакции человека-диспетчера на поставленные задачи. Например, датчики собирали данные об изменчивости сердечного ритма, позе и даже темпе речи. Данные вводились в установленный алгоритм, который оценивает уровни рабочей нагрузки и использовался для определения того, когда диспетчер достигал уровня рабочей нагрузки, превышающего нормальный диапазон, называемого "состоянием перегрузки".
Джули Адамс, заместитель директора по исследованиям в Институте совместной робототехники и интеллектуальных систем Университета штата Орегон, заявила что, несмотря на сложность и большой объем роботов, которыми нужно было управлять во время испытаний, количество и продолжительность случаев состояния перегрузки были относительно короткими — несколько минут в течение миссии. Наиболее распространенной причиной перегрузки является необходимость придумать несколько новых тактик или проверить, какие транспортные средства в зоне запуска доступны.
Джули Адамс изучает взаимодействие человека с роботами и другими сложными системами, такими как кабины самолетов и центры управления атомными электростанциями, на протяжении 35 лет. Она отмечает, что рои роботов могут использоваться для выполнения задач, где работа может быть особенно опасной и вредной для людей, например, для мониторинга лесных пожаров или мародерства в недавно сгоревших районах Лос-Анджелеса.
Для таких миссий можно сочетать множество различных видов беспилотных наземных транспортных средств (например, колесного робота Aion Robotics R1 ) и автономных воздушных аппаратов, (например, квадрокоптера Modal AI VOXL M500 ). Иногда человеку-оператору требуется внести коррективы и отправить отдельных роботов выполнять другую задачу.
Недавно в США впервые испытали рои автономных боевых дронов с ИИ. Технология призвана снизить нагрузку на операторов.