Как полиглоты запоминают иностранные языки и почему нам бывает сложно заговорить на иностранном?
Как полиглоты запоминают иностранные языки и почему нам бывает сложно заговорить на иностранном?

Как полиглоты запоминают иностранные языки и почему нам бывает сложно заговорить на иностранном?

Как полиглоты запоминают иностранные языки и почему нам бывает сложно заговорить на иностранном?

Разве можно не восхищаться полиглотами? Но знаем ли мы, чем они отличаются от нас с вами? И сколько языков нужно знать, чтобы стать полиглотом? Большинство языковедов считает, что достаточно четырех. Но есть уточнение: на четырех языках человек должен уметь высказывать свои мысли, а еще как минимум на шести — понимать высказывания других людей. То есть, условно полиглот должен знать десять языков.

Человек, который к этому лимиту отнесся бы как к игрушке

 

wikipedia

Его имя — Эмиль Кребс. В свои шестьдесят он знал 68 языков, и работал в Министерстве иностранных дел Германии в начале ХХ века. Если верить биографическим данным, то первый язык, которым он смог овладеть, был французский. Семилетним мальчиком он увидел на столе у учителя газету на непонятном языке. Учитель ради шутки решил заставить маленького Эмиля поработать с этим текстом и дал ему немецко-французский словарь. Как ни странно, но этот словарь Кребс вернул учителю через несколько недель и заявил, что уже помнит большинство французских слов.

Самым интересным было то, что мальчик действительно их помнил. Для этого ему было достаточно лишь несколько раз полистать словарь. В двадцатилетнем возрасте Кребс владел уже двенадцатью языками. Когда ему было 32 года, он мог свободно общаться на 35 языках. Конечно, человек с такими способностями был просто незаменим на дипломатической службе. Умение Кребса читать, писать, говорить и слушать на невероятном количестве языков подтолкнуло его к работе в посольствах в самых отдаленных странах.

И когда в Германии, чтобы мотивировать работников посольств и консульств изучать языки, решили с каждым новым языком увеличивать зарплату, оказалось, что есть проблема. Ведь с утвержденной тарифной сеткой, когда за каждый следующий язык зарплата увеличивалась на 50%, Эмиля Кребса нужно было бы уволить. Потому что его месячная зарплата была бы настолько большой, что на нее не хватило бы денег не то, что в МИД Германии, а вообще в стране.

Кроме таких интересных финансовых головоломок в своем жизнеописании, Эмиль Кребс оставил нам в наследство еще один подарок. Он был первым полиглотом, мозг которого сохранился для исследований.

Еще две фамилии

Мозг Эмиля Кребса сохранился, и его изучение помогло приоткрыть завесу тайны, чем отличаются полиглоты от обычных людей. Оказалось, что у Кребса была значительно более развита часть мозга, известная под названием «центр Брока». Больше ничем мозг человека, который мог разговаривать на 68 языках, не отличался от любого другого.

Центр Брока — это часть мозга, отвечающая за действия, которые мы совершаем, чтобы произнести слово, то есть за воспроизведение языка. Чтобы сказать даже нечто очень простое, мы на самом деле выполняем большую работу: наша грудь должна сделать вдох и начать выдыхать, голосовые связки — напрячься с определенной силой, язык и губы — двигаться, должны появиться мимика и жесты. Все делается одновременно. И это только для одного-двух слов. А вот чтобы, например просто рассказать коротенький анекдот, наше тело должно менять все эти синхронные действия с такой скоростью, с которой не справился бы даже очень мощный компьютер. И за эту синхронизацию отвечает центр Брока.

Центр Брока в мозгу назван в честь Поля Брока — человека, который исследовал пациентов с проблемами речи.

wikipedia

Если смотреть с высоты современной науки, то Полю Брока повезло, что за короткое время в его практике появились пациенты с идентичными травмами головы и одинаковыми проблемами — они не могли выговорить ни слова. Два случая — этого явно мало, чтобы сделать выводы, но Брока предположил, что в мозге есть отдел, который дает нам возможность говорить. И у тех двух несчастных, наверное, именно этот отдел был поврежден, что и послужило причиной, почему они не могут разговаривать.

Уже позже оказалось, что Поль Брока, сделав открытие в 1865 году по данным, полученным в результате изучения всего двух случаев в своей практике, был прав. В голове действительно есть центр, который работает как синхронизатор. Он действительно находится там, где указывал Поль Брока. И в случае травмирования реально может повлиять на речь человека. Именно этот отдел мозга у полиглота Эмиля Кребса был намного больше, чем у других людей.

Этот раздел статьи не зря называется «Еще две фамилии». Кроме Поля Брока, нам нужно вспомнить еще одного человека — Карла Вернике, который тоже исследовал людей с проблемами речи.

wikipedia

Вот только в отличие от Поля Брока, который общался с теми, кто все понимал, но не мог правильно выговорить ни одного слова, Карл Вернике имел дело с теми, кто из-за травмы утратил способность понимать слова. Причем произношение в большинстве случаев оставалось четким.

Так же, как и Поль Брока, Карл Вернике пришел к выводу, что в головном мозге есть участок, который отвечает за наш словарный запас. И если он будет травмирован, есть очень большая вероятность, что некоторые слова мы просто забудем. Этот участок называется «область Вернике». В ней сохраняется лексикон родного языка. Но! Если во взрослом возрасте человек начинает изучать новый язык, то для него в головном мозге выделяется новый участок. Это означает, что иностранные слова мы с вами не сможем запоминать так, как это делали со словами родного языка. И здесь начинаются проблемы, известные всем, кто старается овладеть как минимум английским.

Non Stop практика

Изучение родного языка неразрывно связано с постоянным говорением. Сначала «дай», «мама», «баба». Сложные слова маленький человек произносит с ошибками, путая звуки, делая неправильные ударения, или мелет полную бессмыслицу. Но постоянная обратная связь от родителей, их провоцирование к разговору («А как говорит собачка? А кто говорит "му"?») заставляет ребенка находить слова в своем словаре (то есть в области Вернике) и сразу же их произносить (то есть работать центром Брока). Находим слово — произносим, находим — произносим, находим — произносим … То и дело, слово за словом, изо дня в день, из года в год.

И вот между частями мозга, которые носят имена Брока и Вернике, возникает крепкая нейронная связь.

Скорость передачи данных между словарем и языком настолько поражает, что нам часто даже кажется, будто слова сами льются, мы не прилагаем никаких усилий для этого. И почему-то считаем, что можем то же самое сделать с иностранным языком. Но это совсем не так.

Поскольку для изучения иностранного языка в нашей голове выделяется совсем другая часть, не область Вернике, то оказывается, что связи между словарем английского и нашим синхронизатором нет. А если и есть, то она по сравнению со связью Вернике—Брока по меньшей мере слабая. Можно сравнить линию Вернике—Брока с оптоволоконным кабелем, а линию между словарем иностранного языка и центром Брока — с ниткой, на которую натянуты две спичечные коробки. Ожидать высокой скорости передачи данных во втором случае не стоит.

Но для налаживания этой взаимосвязи мы используем одно из правил неврологии: если два нейрона работают одновременно, то между ними возникает связь. Поэтому наша задача очень проста — сделать так, чтобы, найдя в словаре иностранного языка какое-то слово или фразу, мы бы сразу были готовы произнести их. А для этого есть упражнение, которое называется Non Stop.

  • В течение первой недели тренировки вам нужно 5 минут ежедневно без перерыва говорить на языке, который изучаете. Если вы знаете всего 40–50 слов, то просто произносите эти слова. Не беспокойтесь, если они будут повторяться. Ваша цель проста — 5 минут говорить на языке, которым хотите овладеть.
  • В течение второй недели ежедневно выделяйте на беспрерывное говорение по 10 минут.
  • В течение третьей недели — по 20 минут.

Таким способом всего за три недели вы можете создать нейронную связь между участком мозга, который хранит словарь иностранных слов, и центром Брока. И даже если после трех недель такой тренировки вы уже не будете уделять времени этому упражнению, нейронная связь будет использоваться для все большего запаса слов, которые будут оставаться в вашей голове в процессе обучения.

Источник материала
loader
loader