Хватит ли Украине газа до конца зимы? Прогнозы и решения
Хватит ли Украине газа до конца зимы? Прогнозы и решения

Хватит ли Украине газа до конца зимы? Прогнозы и решения

Хватит ли Украине газа до конца зимы? Прогнозы и решения

Украина прошла половину отопительного сезона. С погодой явно повезло, зимы как таковой пока не было, что подтверждала еще недавняя зеленая травка на улице. Увы, во всем остальном веселья заметно меньше... И зависит это не только от погоды.

На 4 февраля в наших подземных хранилищах газа (далее — ПХГ) находилось 7,9 млрд кубов, а с начала ноября мы уже выбрали более 5,1 млрд кубометров газа.

Отбор в общем очень скромный, в среднем 50–60 млн кубометров в сутки. В прошлые годы бывало и втрое больше. Однако по стандартам работы прошлых лет хранилища уже почти пусты.

Даже в прошлом (очень напряженном по газовому балансу) году мы имели на начало апреля 8,1 млрд кубов, т.е. больше, чем на сегодняшний день. И тогда нам уже предстояла закачка в хранилища, теперь же нужно пройти еще два месяца отбора.

Сезон, даже в самом лучшем сценарии, т.е. при по-прежнему теплой зиме, мы проходим по самому краешку запасов. Уже есть вероятность, что к концу сезона начнем отбирать из ПХГ так называемый буферный газ. Его в теории лучше бы не трогать вообще, да и на практике это непросто: чем меньше газа в ПХГ, тем ниже темп его отбора (см. табл.).

Динамика запасов газа в ПХГ в ОЗП 2024/2025

 

По методике НАК «Нафтогаз»

По данным Еврозоны*

Подъем за месяц, млрд кВтч

В сутки

1 ноября 2024

12,98

8,32

  

1 декабря 2024

11,53

6,86

1,46

48,6

1 января 2025

9,70

5,03

1,83

59,0

1 февраля 2024

8,04

3,38

1,65

53,3

*ЕС не учитывает в своих расчетах так называемый газ длительного хранения.

Между тем почти весь прошлый год НАК «Нафтогаз» и Минэнерго с упорством, достойным лучшего применения, рассказывали, что пройдут осенне-зимний период только на газе собственной добычи. В итоге они пропустили весну-лето прошлого года, когда в Европе цены на газ были примерно на 70% ниже текущих. Осенью о необходимости импорта 2–3 млрд кубометров газа заговорил даже МВФ. Но цены к тому времени уже ушли вверх.

Сказался и субъективный фактор: на Банковой крайне не любят плохих новостей и тех, кто их приносит. Гораздо лучше говорить о «визиях и амбициях». Жаль, что обогревать города визийными планами сложно.

Сказалась и транзитная история. Кабмин не рвался окончательно разрывать договор транзита газа, обоснованно считая, что это усилит риски газоснабжения. Однако попытки выжать у кремлевских уступки в виде гарантий отсутствия ударов по энергетике или хотя бы ухода орков с ЗАЭС, результата не дали. Путину по большому счету плевать на экономику не только «Газпрома», но и России.

Добавим, что далеко не весь газ в хранилищах принадлежит НАКу или «Укрнафте», часть его — газ частных трейдеров. Предполагалось выкупать его через Украинскую энергетическую биржу, но цены на ней в два с лишним раза выше для населения и гораздо выше, чем для ТКЭ. Начать этот газ принудительно отбирать — еще больше уронить и так сильно просевшую (с 5 до 3,4 млрд куб. м) частную добычу.

Конечно, сторонники такого сценария найдутся. Наглядный пример: история, когда во время войны почти год блокировали добычу газа на контролируемом государственной «Укрнафтой» Сахалинском месторождении на Харьковщине. Тогда потеряли около 400 млн кубометров украинского газа, что совершенно ничему не научило наших чиновников. Прямо сейчас, в условиях еще большего дефицита газа, блокируют добычу теперь уже частной Smart Energy.

Может, сразу представлять инициаторов таких действий к наградам Российской Федерации за экономию рашистам ракет? Москва точно расщедрится на медальку-другую. Быстро возместить потерянную добычу очень непросто, и это требует времени.

Впрочем, газ частников в ПХГ уже включен в баланс, а нужен дополнительный. Долгосрочных контрактов на покупку пока нет, и приходится покупать газ на спотовом рынке. Это дорого.

Недавно НАК импортировал небольшой объем, около 0,1 млрд кубометров. Цена впечатлила — 670 долларов за тысячу кубов. Вдвое выше летних цен, и почти вчетверо — тарифов для населения.

Орки тоже очень стараются. С весны прошлого года начались атаки на западноукраинские подземные хранилища. По ключевому Бильче-Волицкому прилеты уже считают сериями. Цель — максимально выбить компрессорные цеха хранилищ.

ПВО, включая Ф-16, сработали неплохо — особо повредить объекты не удалось, но лучше они не стали. Да и атаки не последние. Нашу просьбу к НАТО прикрыть хотя бы приграничные ПХГ… традиционно вежливо отклонили. Эскалация, понимаете ли…

Второстепенной цели атак орки, несомненно, достигли — распугав западных газотрейдеров. Если в начале зимы 2023/2024 в хранилищах насчитывалось около 3 млрд кубометров газа западных компаний (часть которого позже продали у нас), то этой зимой объемы закачки от них упали на порядок — сейчас его в хранилищах около 1%. А еще прошлой весной мы хотели привлечь 4–5 млрд кубометров от международных компаний.

Ожидаемо активизировались удары и по самой газодобыче. Цель понятна — максимально сократить доступные нам ресурсы газа. Помимо газа ПХГ около 1,5 млрд кубометров в месяц (50 млн куб. м в сутки) собственной добычи. Вот ее и хотят выбить. В первую очередь на Харьковщине, где сосредоточено 40–45% газодобычи страны, а до границы с РФ всего 100–200 километров.

То, что львиная доля разведанных запасов украинского газа находится в двух областях — Харьковской и Полтавской, секретом не является. Добыча газа на западе Украины до вторжения едва превышала 5% от общеукраинской и на четверть не покрывала даже регионального потребления.

Удары по месторождениям становятся постоянным фактором, как и борьба с ними. Научимся. Достать до основных районов добычи орков у нас пока нечем, но вот российские НПЗ и базы пылают регулярно. И это правильно.

В лучших традициях гибридной войны россияне стали вбрасывать фейки о графиках отключения газа уже с февраля. Не верьте. Но понимайте — ситуация действительно очень сложная, и окончание зимы — далеко не финал проблем.

Из зимы мы выйдем, даже если купим, как собирается Минэнерго, дополнительный миллиард кубов, с практически пустыми хранилищами (не считая неприкосновенного буферного газа). Значит, к следующей зиме придется создавать запасы с нуля.

Простенький расчет: отопительный сезон 2023/2024 закончили, имея в ПХГ 8 млрд кубометров газа, к ноябрю докачали еще 5 млрд кубов, чего едва-едва хватит даже очень теплой зимой. В этом году сезон закончим хорошо если с 55,5 млрд кубов газа, т.е. закачать нужно будет около восьми. Реализовать это своими ресурсами нереально — нужен импорт тех самых минимум 2,53 млрд кубометров.

И все это в условиях не самой простой ситуации с газом в Европе. В зиму там зашли с хорошим уровнем в ПХГ (около 95%), но отопительный сезон начался на декаду раньше, зима холоднее прошлогодней, темп отбора выше, а поставки сжиженного газа — ниже.

Отразилось на состоянии дел в Европе и прерывание транзита газа через Украину, и слабый ветер с океана, снизивший выработку э/э ВЭС (с заменой ее газовыми мощностями), и сознательное сворачивание «в ноль» в разгар войны у границ ЕС добычи газа в Нидерландах и работы АЭС в Германии.

В итоге на конец отопительного сезона уровень запасов в европейских хранилищах может упасть до 30% и ниже.

Не катастрофично, в 2018 году было и 18%, но чтобы к следующему ноябрю довести уровень газа до нормативных 90%, им придется закупать его больше, что обещает высокие цены и летом. А значит, нам всем придется переплачивать.

Сейчас Кабмин обсуждает закупки американского сжиженного газа. ДТЭК уже даже приобрел первую пробную партию американского газа, с поставкой через греческие терминалы.

«Нафтогаз» же уже обращался за 2 млрд евро для закупки газа, надеясь, что часть этой суммы удастся получить как помощь Европы.

Очевидна теперь и вся реалистичность планов массового развития распределенной газовой генерации. Если пресловутый «вовин гигаватт», пусть не за год, а за два-три, таки дотянут, то нам дополнительно потребуется минимум миллиард кубометров. Откуда же брать газ для анонсируемых в ближайшие годы 4–5 млн кубов такой генерации (и сколько это будет стоить), даже не пытаются предполагать.

В целом простых и дешевых решений нет. В перспективе нужно увеличивать добычу, развивать производство биогаза, поднимать энергоэффективность и т.д. Но это годы и куча усилий, а у нас, как всегда, ни времени, ни денег, да и желания не особо…

Источник материала
loader
loader