Во время форума в Давосе президент США Дональд Трамп объявил, что планирует обратиться к государствам-членам НАТО с просьбой увеличить расходы на оборону до 5% ВВП, "что должно было произойти давно".
Только на фоне полномасштабной агрессии РФ против Украины страны ЕС наконец-то начали постепенно наращивать свои оборонные расходы, а Германия достигла и превысила показатель в 2%.
Однако задача увеличить их до 5% все равно кажется недостижимой для большинства стран НАТО.
Даже в США оборонный бюджет пока составляет лишь 3,3-3,5% от ВВП.
О том, насколько члены Альянса начали увеличивать свои оборонные расходы, читайте в статье Юрия Панченко и Татьяны Высоцкой из "Европейской правды" Трамп требует 5%: как страны НАТО увеличивали свои расходы на оборону и что будет дальше.
Далее – краткое ее изложение.
Как за последние десятилетия менялось видение странами НАТО угроз для себя? И как это отражалось на их оборонных бюджетах?.
Различие в том, как в разных регионах Европы менялись расходы на оборону, очевидно.
Единодушное "понимание требований Трампа", с самой эффективной динамикой роста расходов на оборону сейчас наблюдается у государств так называемого "Восточного фланга".
И это неудивительно.
Все эти страны расположены возле России, все они в свое время находились под по крайней мере частичной оккупацией СССР, а потому лучше всего понимают угрозы.
Самым большим адвокатом идеи Трампа о росте расходов можно назвать Польшу, которая по предварительным оценкам в 2024 году достигла показателя 4,12% ВВП.
Правда, даже в Варшаву это понимание пришло не сразу.
События 2014 года в Украине стали шоком для многих стран, однако даже его оказалось недостаточно.
Хотя именно в 2014 году, после вторжения России в Украину и аннексии Крыма, в НАТО договорились выделять 2% от своего ВВП на оборонные расходы, чтобы обеспечить постоянную военную готовность Альянса.
Однако к 2018 году только у шести государств-союзников военные расходы достигли необходимого уровня в 2% ВВП (а на континентальной Европе только у четырех, в Польше, Эстонии, Латвии и Греции).
К слову, Греция заслуживает отдельного внимания.
В этой стране уровень оборонных расходов всегда был выше 2%.
Однако с российской угрозой это вообще не связано – у греков работали другие вызовы, сложные отношения с Турцией, а также "арабская весна", последствия войны в Сирии и тому подобное.
А вот в Западной Европе ситуация была существенно хуже.
Здесь растущую агрессивность России предпочитали не замечать.
Толчком для увеличения их оборонных бюджетов стала первая президентская каденция Дональда Трампа.
Впрочем, в динамике оборонных расходов при первой каденции Трампа есть и другая интересная деталь: рост продолжался до 2020 года, когда аж девять государств выполняли норматив в 2%, но с началом пандемии приоритеты снова изменились.
В 2021-м это количество снова снизилось до шести.
Да и в целом, сопротивление со стороны европейских столиц продолжалось, вплоть до начала полномасштабного вторжения РФ в Украину.
Возвращение большой войны в Европу (а вместе – и угроза возвращения Трампа в Белый дом) стало мощным толчком для роста оборонных бюджетов в большинстве европейских стран.
Если в 2021 году оборонные расходы Европы и Канады составляли лишь 1,66% от общего ВВП, то в 2024 они наконец должны достичь 2,02% (данные за 2024 – оценочные).
"НАТО коллективно не сможет защитить себя через 4 или 5 лет, если вы будете придерживаться 2% (от ВВП на оборону) сейчас", – заявил в январе генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.
Итак, большинство государств очень далеки от выполнения требований Трампа, который требует тратить на оборону 5% ВВП.
Впрочем, несмотря на публичную риторику Белого дома о 5%, пока никто не понимает, какими будут реальные требования США на этот раз.
Подробнее – в материале Юрия Панченко и Татьяны Высоцкой из "Европейской правды" Трамп требует 5%: как страны НАТО увеличивали свои расходы на оборону и что будет дальше.