/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F5709812cc9420f4acc809ca68635bfa8.jpg)
Обзор Kingdom Come: Deliverance II. Машина времени в средневековье
В апреле прошлого года состоялся неожиданный анонс Kingdom Come: Deliverance II, которому не предшествовали ни серьезные сливы информации, ни хайп о том, что игра находится в активной разработке. Как случилось так, что элемент сюрприза сиквела игры, которая продалась тиражом 8 млн копий, не был испорчен? Похоже, что для каждого работника чешской студии Warhorse серия KCD является проектом мечты и для него важно, чтобы труд его рук был действительно тем, чем можно гордиться. Говорят, что лучшие игры выходят у разработчиков, которые сами мечтали поиграть в одну замечательную игру, но ее еще никто не создал. Продолжение иммерсивной саги о Генри, простого крестьянина, который живет в бурный период Богемии XV века, с первых минут ощущается именно такой.
Плюсы:
живой и невероятно красивый мир средневековой Европы; убедительная история, которая захватывает, умиляет, развлекает, а порой веселит; постановка на уровне самых дорогих исторических сериалов; все персонажи, как главные, так и NPS, которых вы можете встретить лишь раз — живые люди со своими принципами и представлением о мире; уникальные игроладные механики предшественницы не стали переделывать, а довели до блестящего состояния; реализм не надоедает, а лишь работает на руку иммерсивности; игровой интерфейс стал лучше структурирован и приятнее глазу; прекрасная украинская локализация с аутентичным шрифтом
Купить в Playstation StoreМинусы:
в игру добавили много новых анимаций (анимация потребления еды, мытья лица, например), но уровень их исполнения остается скромным (зачерпывая ложкой остановку, вы подносите ко рту все ту же пустую ложку); почти все элементы — от геймплея до сюжета — продуманы очень тщательно и логично, но бывают исключения
Купить в Playstation StoreITC.ua
Содержание
- 1 Дом, милый дом
- 2 Запах скошенного сена
- 3 Слово об истории, постановке и геймплее
- 4 Графика и оптимизация
- 5 Генри, это ты?
- 6 Ложка дегтя
Дом, милый дом
Трудно поверить, но история серии Kingdom Come: Deliverance могла закончиться, так и не начавшись. 15 лет назад Даниэль Вавра, игровой сценарист-режиссер, успевший отметиться лишь тремя крупными проектами, но уже получивший признание благодаря высокому уровню подачи истории, ушел из 2K Czech, чтобы следовать за мечтой: создать игру в сеттинге реалистичного европейского средневековья, без драконов и других элементов фэнтези.
Собрав небольшую команду единомышленников для разработки нового проекта, Вавра отправился на поиски инвесторов. Несмотря на неудачные попытки найти их в Чехии, команду спасла поддержка местного миллиардера, что позволило создать прототип. Однако даже после этого международные инвесторы не спешили вкладывать средства. В 2014 году студия запустила кампанию на Kickstarter, поставив цель собрать £300 000, но игроки поддержали проект значительно активнее — более £1 100 000. Это подтвердило интерес аудитории и помогло привлечь издателя Deep Silver.
После лет упорного труда игра вышла в 2018 году, поразив игроков исторической правдивостью и детализированным миром средневековой Богемии. Общий бюджет проекта, включая маркетинг, достиг 750 миллионов крон (примерно $36,5 миллиона), а сама игра стала заметным явлением в жанре исторических RPG. Это произошло не внезапно. Признание игра получала постепенно. Некоторые осудили ее за чрезмерную реалистичность как для сюжетной ААА-игры (? особенно, если этот кто-то падок на взлом замков), других отпугнуло ужасное техническое состояние на релизе и в конце концов они забросили прохождение, а еще кому-то было банально скучно пройти пролог, продолжительностью 5 часов, во время которого фактически не происходит ни одной экшн-сцены.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Ff83c59e3843e6227b379bccd00ba04ae.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa0a59905cd4da601948c18492b48f214.jpg)
Однако, к своему счастью, было достаточно игроков, которые распробовали вкус игры и со временем этих ценителей иммерсивности игрового мира и истории стало достаточно много, чтобы здесь и там просторы сети заполонили простые, но искренние заголовки: «KCD — величайшая ролевая игра в истории». Поэтому, когда 18 апреля 2024 года мы услышали слова Генри «Прошло немало времени, но наконец-то мы можем показать вам Kingdom Come: Deliverance II» поклонников первой части, среди которых и я, проняло теплое радостное чувство ожидания.
Запах скошенного сена
В противоположность началу KDC, ее преемница сразу бросает нас в водоворот событий. Неожиданно оказавшись в роли Богуты, второстепенного персонажа первой части, которому за 50, мы вместе с хорошо знакомым паном Птачеком (Ганс Капон) и другими незнакомыми нам верными подданными законного короля Вацлава защищаем замок под натиском войска Сигизмунда.
Первая сцена — во время которой игрокам представляют новинку серии, арбалет, и механику сброса осадных лестниц — сразу дает понять: уровень бюджета по сравнению с оригиналом значительно вырос. И как это хорошо заведено в продолжениях хорошего контента, будь то сиквел фильма, новый сезон признанного сериала или новая часть любимой игровой франшизы, у тебя сразу возникает ощущение — здесь все серьезно. И этот контраст на фоне с началом первой части убеждает, что разработчики не шли по шаблону первой KCD; они продолжали историю так, как считают целесообразным именно сейчас.
Кстати, об истории. К ней мы подробнее вернемся в следующем подзаголовке. А пока давайте поговорим немного, что делает ее особенной: об атмосфере и иммерсивности. Рассмотрим это на примере вступительной главы, которая начинается сразу после батальной сцены обороны замка. Если не хотите схватить спойлеры о первых 5 часах прохождения, пропустите следующую секцию.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd546942e70ab05ae301434de631eee44.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F82ce6cea0a52d74aa3e5e02c38042d5c.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F1d38649e1d9991126e12759535582468.jpg)
После напряженной экшн-сцены сюжет возвращает нас назад во времени, чтобы показать предпосылки этих драматических событий. Индро (Генри) и Птачек, непосредственно после открытого финала первой части, в роли посланников и в сопровождении небольшой свиты отправляются в путешествие к наместникам Богемии, чтобы заручиться их поддержкой в войне против Сигизмунда.
Во время приближения к первому замку их встречает отряд его управляющего. Атмосфера напряженная: солдаты неприветливы и явно насторожены. Птачек пытается дипломатично объяснить цель визита, но становится понятно, что лорд, к которому они прибыли, уже присягнул на верность Сигизмунду, что фактически делает нас врагами. Ситуация накаляется, и тут в диалог вступает Индро. Игрок впервые получает возможность продемонстрировать свои навыки убеждения и красноречия, выбирая реплики, которые влияют на развитие событий. Выбор во время этой сцены определит изначальный характер героя: воин, советник или дозорный.
После мирного урегулирования конфликта нашей группе советуют покрутиться где-то до утра, поскольку замковые ворота по приказу господина Бергова, с которым нам, собственно, и надо встретиться, до рассвета и так останутся закрытыми.
Теперь игра дарит нам возможность выдохнуть и насладиться атмосферой средневековой Богемии. Уникальная природная локация, пение птиц и треск костра создают убедительное ощущение погружения. Здесь нас постепенно вводят в основные механики игры: обучают бою, игре в кости и взаимодействию с окружением. Все происходит естественно и обосновывается диалогами, что позволяет как новичкам освоиться, так и ветеранам серии освежить знания об геймплее серии и заодно пройти несколько коротких побочных квестов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F511e77f23bb0e0501583aace26408980.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F662c707df7d39b8faf042c588ca88625.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd2bad4af888cb877b52faf2a1633ee80.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3b5b21a96091fa7bb219798b785a344e.jpg)
Именно здесь, на относительно маленькой территории возле девственной красоты озера, где наша группа решает разбить лагерь, игра по уникальной традиции серии начинает погружать тебя в мир Богемии XV.
Сейчас только наступает вечер, до рассвета море времени, поэтому после изнурительной дороги можно поесть, отдохнуть, перекинуться словечком с нашими сопровождающими, проверить, в порядке ли лошади, покормить пса.
Но сначала надо достать ему еду. Собачий корм, к сожалению, тогда еще не продавали, поэтому придется выпрашивать кусок мяса у Овсянки. Это наш ответственный за еду, добрый седой дядька в летах. Должен же кто-то присматривать за неопытными молодыми людьми, как мы с Птачеком. Старик, хоть и добрый, но скупой, и еду нашему Рябку (это мой пес) так просто не даст. Еды не так много, а голодных ртов шесть, поэтому пес, как он говорит, пусть себе сам что-то найдет. Кое-как удалось выведать у деда, что вечером накануне он проиграл свой перстень в игре в кости Кухарке.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F6a5fafd8db84db51b83892ade6d95e48.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F75e2383c7fd8bdbb4316c746e78af849.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F48cf1cf4c65afbd11ac0008f252f5d81.jpg)
Тот воришка мне сразу не понравился. Видно, что думает лишь о себе и своем кошельке. И я очень сомневаюсь, что он выиграл у Овсянки честно. Поэтому берусь отыграть для старика перстень (надо же спасать бедного от гнева жены), а на замену договорились за еду моему Рябку. В кости я выиграл, хоть и с третьего раза, перстень отдал, Рябка покормил. Поболтал еще с оруженосцем, конярем (так у нас принято конюха называть), и наконец подошел к Птачеку, чтобы обсудить планы.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3b5ff0786c4ac64c259a75851b3276ed.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F232871c6a1e03536e8ab96843adcba15.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F00f924cbddcc6375fc1d66b8ee50a317.jpg)
Очень наперед планировать нет смысла, а вот разогнать кровь в дружеском спарринге на деревянных мечах можно. Птачек, хоть и господин, но парень простой, он бы не обиделся, если бы спарринг у него я выиграл, как раньше. Но, по правде говоря, что-то я подзабыл, как это мечом махать. Пару синяков ему оставил, но в конце концов его светлость меня угрела между ребер и на том я проиграл. Скажу честно, это сказалось на моем достоинстве. Но проиграл я все-таки товарищу, а не врагу, и это бой тренировочный, а не по-настоящему, поэтому переживу. Овсянка как раз зовет к ужину у огня. Как хорошо поесть чего-то горячего после долгой дороги.
Едим мы, можно и лясы поточить. Но лучше бы я пошел ноги размять, чем сидеть с ними. Они не со зла и не прямо, но напомнили мне о смерти мамы и папы во время той атаки на мою родную Скалицу. Вспомнили о том мече и начали брать на насмешки. Не понимают они таки, почему он для меня такой дорогой и как мне важно его вернуть: мы же выковали его с папой, накануне его гибели. Клубок в горле стал и доедать уху я уже не мог. Но чуть позже мне перешло и я пошел помыться в озеро, потому что с дороги несвежий.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F860c806c7c694e0987caf8a0624fc40c.jpg)
В этой вступительной сцене через диалоги игрок имеет возможность принять ключевые решения из первой части. Доступно три варианта выбора событий прошлого: первые два для тех, кто помнит сюжет частично, и третий — для новичков, где персонаж попросит рассказать. Это не самый удобный способ перенести историю персонажа, потому что тем, кто играл несколько лет назад, может быть трудно вспомнить детали (серия Mass Effect в свое время избаловала нас в этом аспекте). Во время ужина вы также выберете стартовый набор навыков для Генри. Логично, что он начинает с 16-го уровня — все-таки за время событий первой части он приобрел немалый опыт. Кроме того, можно определить отношение Генри к Терезе, что добавляет еще больше персонализации.
Динамика диалогов поражает своей жизненностью. Например, когда меня спросили, где я был вчера вечером, почему не выполнял свои обязанности охранника, я ответил, что мне нужно было побыть в одиночестве, поискать травы, почитать и помолиться за успех нашего путешествия. Реакции были разные: Птачек лишь кивнул и сказал не беспокоить меня лишними вопросами, Овсянка радостно отметил, что наконец-то нашелся человек, который не спешит жить, а другой персонаж пошутил, что без спешки можно пропустить много интересных приключений. Конюх, простой парень, искренне поблагодарил за молитву. И в этот момент понимаешь: понравиться всем невозможно.
Реакция персонажей зависит от их характера, социального статуса и ваших предыдущих поступков. Например, оружейник, который несколько минут назад хвастался своим мастерством, неожиданно спрашивает у господина, будет ли время на отдых. Для некоторых реплик установлены временные ограничения: если вы не успеете ответить, персонаж промолчит, а другие это запомнят. Иногда бездействие — это также решение с важными последствиями.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fa59f561ca647fbc0b7756b79576f3c45.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Ff185c634ff4fa9cb69f5ebd06713f5e7.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F61d936f590381e7c2bd86839ee523419.jpg)
Память персонажей о ваших поступках проявляется и в других деталях. Так, Птачек вскоре вспоминает, как у Генри похитили меч, который сковал его отец для пана Кобылы. Это болезненная тема для Генри, и все за столом чувствуют его напряжение. Эта сцена не только обогащает сюжет, но и создает эмоциональную связь между игроком и персонажами.
В такие моменты понимаешь, насколько тщательно разработчики проработали атмосферу и межличностную динамику мира игры.
Слово об истории, постановке и геймплее
Идиллия длилась недолго. Под вечер на лагерь нападает группа неизвестных разбойников. Спокойствие сменяется паникой: те, с кем вы только что весело общались и к кому уже успели привыкнуть, погибают в кровопролитной схватке. Птачек исчезает, и теперь нам предстоит не только пробираться по чащам, чтобы не наткнуться на бандитов, но и найти молодого господина. Среди хаоса приходится ориентироваться с помощью карты, которая здесь является скорее художественным атласом, чем точным навигационным инструментом. Затерявшись в скалах, я внезапно погиб от одного удара меча, что лишь подчеркнуло факт — игра не изменяет своим корням.
После напряженной схватки наступает момент отдыха, который сопровождается флешбеком в марени. Это не просто сюжетная вставка, а настоящий кинематографический опыт: дорого поставленные сцены, проникновенная музыка, мастерская режиссура. Мы становимся свидетелями ключевых моментов прошлого Генри: любящих отцовских наставлений, воспоминаний о строгом, но добром взгляде мамы, и болезненных травм. Эта сцена одновременно служит напоминанием игрокам первой части и кратко вводит в суть дела новичков, которые только знакомятся с историей героя. Мурашки пробегают по коже, когда прошлое переплетается с галлюцинациями.
Здесь игра показывает свою настоящую силу: это не просто интерактивное развлечение, а полноценная история, способная конкурировать с лучшими историческими произведениями в разных форматах: будь то кино или книги.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb9e8baa3c8ccd1459a1e358bb4c29f24.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2d48f9ac9cd3a070115c902aa1330da2.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F987c855831d84b9c9306208d836aff45.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F19070516cd83ecbe5c8b140961c2c2e1.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4fd06b9ef26c2c4f7fea29bd4531a740.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fdc6e9d57920353f5cc4a91c2c62ce41d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb74f0536a7e050bad1b7c31b85f6e797.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fcbebab54f0112dc2e2aaaee5bdfb3399.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F1c5881dcf7d5c2a24eab3dcc5fb51a71.jpg)
В конце концов, здесь не нужна экранизация — игра уже сама является кинематографическим шедевром, где каждый кадр, каждый диалог и каждый шаг наполнены жизнью и драмой, не отпускающей до последней сцены.
Одной из самых увлекательных особенностей является возможность взаимодействия с многочисленными второстепенными персонажами. Разговоры с простыми жителями городов и сел, которые вы посещаете, совсем не выглядят как случайные или наскоро написанные. Мастерство сценаристов чувствуется в каждом диалоге: нет пустых фраз или текста ради установления рекорда. Каждая реплика добавляет персонажам уникальности, делая их не просто NPC, а живыми людьми со своими историями, характерами и мотивациями.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2fbfbcc1eb6acbd57612c465410412c5.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Ffffaf0e52779dcd8a19a433672166de7.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fe699ef7df9fc55809a70e14310ba0f8b.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F87b2e395ac9c94670619c3e2ff5ed21e.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4d60cfe557761e57b0b3726ff703c6eb.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F0ccb42d0dabaff3914c8e256cc800c16.jpg)
Сценарий игры поражает своей длиной, но в то же время не вызывает ощущения излишества. Здесь вы не увидите диалогов, которые существуют только для галочки — каждый из них добавляет глубины миру, помогая игроку лучше понять как исторический контекст, так и внутренний мир персонажей. Рабочие, слуги, торговцы — каждый из них имеет собственный жизненный опыт и неповторимую манеру общения.
У меня никогда не было ощущения спектакля, где другие персонажи разыгрывают сцены, потому что их вижу я. Нет, они живут своей жизнью, за которой интересно наблюдать.
Интересной деталью является то, как игра реагирует на ваше поведение. Если вы двигаетесь слишком быстро, окружающие могут воспринять вас как подозрительного незнакомца. Эта мелочь добавляет реализма и заставляет игрока задуматься, как его действия влияют на мир вокруг.
Это внимание к деталям создает атмосферу настоящей средневековой жизни. Вы чувствуете себя не просто игроком, а участником живой, динамичной Богемии, где за каждым углом скрывается новая история, а каждому персонажу есть что сказать.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F2046a333e1a792d8b586c36523eb64d4.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F00dbfb292dc9e420526130c916f699d4.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fbaa843bcb29a35aadcbf7ee3752b25f8.jpg)
Стелс стал более реалистичным и требовательным. Враги не игнорируют очевидные промахи — если ваша голова торчит из укрытия, они вас заметят. Появилась возможность бросать камни для отвлечения, и хотя это простой трюк, он работает. В темноте вас или врага легко разоблачит свет факелов. Кусты остаются хорошим укрытием, но резкие движения камеры создают шум, который может все испортить.
Боевая система тоже претерпела улучшения изменений: теперь доступны четыре направления атаки вместо пяти. Направление выбирается правым стиком геймпада еще до самого удара, что добавляет бою предсказуемости и глубины. Ощущение контроля стало намного точнее — если раньше казалось, что ты лишь частично управляешь Генри, то теперь каждое движение ощущается на кончиках пальцев, настолько, насколько это возможно с геймпадом в руках.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7e8a2fafd161fb7bc2d6687e3c66a295.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F4cb27fb890aa229cbdd90dff73292c15.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fb0c807fd980bf38c444bb3519ad0acc3.jpg)
Как и раньше, каждый удар и блок расходуют выносливость, так что о бездумном «закликивании» врага можно забыть. Победа зависит не только от силы удара, но и от стратегии, выдержки, личных навыков и качества доспехов.
Для полноты погружения настоятельно не рекомендую вам проходить игру по советчикам от других игроков. Творите свою историю, исследуйте мир и, где вам хочется, заглядывайте за чащи, не зная что вас там ждет. Не лишайте себя радости «пожить» в средневековой Богемии. Эта игра затронет сердца только тех игроков, которые готовы подарить ей достаточно времени.
Графика и оптимизация
Графика Kingdom Come: Deliverance 2 не стала прорывом для индустрии, но значительно улучшилась со времен оригинала. Благодаря переходу на новейшую версию CryEngine, мир поражает детализацией, реалистичным освещением и масштабными видами средневековой Богемии. И поражает вид игры не так с технической стороны, как благодаря приятному дизайну.
Одним из наиболее заметных улучшений Kingdom Come: Deliverance 2 являются модели персонажей. Индро повзрослел не только в характере, но и внешне: его черты стали более выразительными, лицо отражает усталость и тяжесть пережитого. Жесты стали сдержаннее, а взгляд — серьезнее. Напротив, Птачек все еще имеет молодое, почти детское лицо, что подчеркивает его наивность и беззаботный характер. Мимика и анимации передают каждую эмоцию — от грусти до взрывов смеха, что делает диалоги более живыми.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fd0953d5d8d3bef6efd4cb299a0238fdd.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F66d4a57f27140f11e7dfad719fe5f81a.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F08b057e050f9c503ac01f50b63db720f.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F742f18a29ecad200dc16e40117c74207.jpg)
Мир игры стал еще более реалистичным. Леса теперь гуще, а их флора выглядит почти фотографически. Города и деревни ожили благодаря расширенной системе NPC — теперь они выполняют больше уникальных действий, а их реакции на события стали более естественными. Свет фонарей мерцает, создавая атмосферу, которая погружает в средневековье. Вода больше не просто зеркальная поверхность, а реагирует на движение, создавая реалистичные брызги — например, когда Птачек, не слушая предостережений, безрассудно ныряет в реку.
Все это в комплексе делает Kingdom Come: Deliverance 2 одной из самых красивых RPG современности, где каждый кадр — это почти картина.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F73c13a4bc974d29c8b7fb51298316d0f.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F22de406a200fd21fb70005b21737c16d.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Ff1bbfb60e09110b8356cb48547a902c6.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fed219783e2a2daf7e104d3175e2415cb.jpg)
Говоря об оптимизации в целом, те несколько месяцев, на которые перенесли игру, пошли ей на пользу. Как на современный ААА-проект KCD, чувствует себя прекрасно на релизе, примерно как киберпанк через два года после выхода. Текстуры иногда подгружаются на глазах при смене ракурса в диалогах, проходят друг сквозь друга, встречаешься с мерцанием света, но это происходит нечасто, по крайней мере на PS5. Частота кадров может подсаживаться лишь в сценах с большим количеством персонажей и эффектов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F0f7e49d32baabe75856fdee08b0a506c.jpg)
Интерфейс кодекса похож на первую часть, но значительно приятнее глазу. Читать было интересно и в первой части, теперь же благодаря хорошей композиции, шрифту и освещению — это сплошное удовольствие.
Генри, это ты?
С каждым годом официальный перевод крупных ААА-игр на украинский становится приятной тенденцией, и Kingdom Come: Deliverance 2 — яркий этому пример. Локализация выполнена на высоком уровне, с использованием колоритной лексики, которая придает игре еще больше аутентичности. В тексте встречаются слова вроде «балачки», «збережівка», а вместо стандартного «местность» использован более красивый вариант — «край».
Приятно, что переводчики не использовали машинный перевод или же тщательно его редактировали — текст звучит естественно, а пословицы и фразеологизмы адаптированы с учетом украинских соответствий. Например, если Индро помылся в чане, он скажет: «Як на світ народився!». В то же время иногда встречаются слишком редко употребляемые слова, например «кебетний», что может удивить даже знающих язык игроков.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F7878e781f9eff6ea0609cc92c2818c4a.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F3f6cc62ed1ee8ab9d1990675164cdb88.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F511e77f23bb0e0501583aace26408980.jpg)
Не обошлось и без мелких соответствий: в квесте, например упоминается «лопата», а при наведении на предмет появляется слово «заступ». Использование архаизмов, таких как «челядь», хотя и непривычно в современном языке, прекрасно передает атмосферу средневековой Богемии. Однако некоторые решения перевода остаются противоречивыми. Наиболее неоднозначным решением стал перевод имени главного героя: в оригинале на английском он Генри, но в локализации — Индро (сокращение от Индржих). Слушая реплики оригинальной озвучки, где героя часто называют Генри, создается определенный когнитивный диссонанс и к этому не привыкаешь даже со временем.
Отдельно стоит упомянуть технические аспекты: украинский шрифт выглядит аутентично, как и в оригинале. Несмотря на некоторые спорные моменты, локализация получилась качественной и добавляет игре особого шарма.
Ложка дегтя
KCD II, конечно, как и любая игра, не без недостатков. Например, здесь, к сожалению, всего два режима скорости ходьбы: быстрая ходьба и чуть более медленная, но все равно интенсивная. Игры 15-летней давности научились точно отображать скорость движения персонажа, в соответствии с углом наклона стика геймпада, а вот вторая KCD этого пока не предлагает. В таком замечательном иммерсивном мире о средневековой Европе до возмущения странно, что разработчики не дали возможность медленно прогуливаться красотами нетронутой Богемской природы. Возможно, я и придираюсь, но эта мелочь всегда важна для меня в играх такого рода, чтобы поверить, что я там.
Другое несоответствие касается диалогов. Например, персонажи, которые только что бежали по сюжету, при запуске катсцены говорят ровно, совсем не залихватски. Генри только беря ложку в руки, чтобы попробовать из котелка уже говорит, что наелся. Перенос тела для погребения с раненым плечом совсем не забирает энергию. В такие моменты понимаешь, что KCD, хоть и уникальна своей реалистичностью игровых механик, но не проработана до всех подробностей, как, например, та же RDR 2. Не хватило бюджета и времени, потому что я уверен, что желание у игроделов было.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F56194cb8e420e36628dc16a92ea56573.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F47c8687f5408ffa0daee37e80b340ced.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F88723fbf2994695cbf2753d3b9d46eb0.jpg)
Кроме того, к минусам как этой, так и прошлой игры многие записывают отсутствие нормальных сохранений. Но почему все эти люди игнорируют кнопку «Сохранить и выйти в меню», которая доступна почти в любой момент игры (кроме катсцен или во время какого-то действия), для меня не понятно.
Вывод:
Если не такие игры заслуживают наивысшей оценки, тогда зачем вообще существует игровая индустрия, которую мы любим? Kingdom Come: Deliverance II дарит эмоции, потому что в нее вложили сердце. И за это мы и любим игры. Если когда-то эту игру портируют в ВР, можно будет уверенно сказать, что машина времени существует (спору нет, уже теперь камера от первого лица создает впечатление, что ты растворяешься в персонаже). В каком бы формате эта история не вышла (книга, фильм), она была бы прекрасной. Но ее присутствие в игровой форме повлияло на меня еще больше. Как говорится, совершенная вещь — это не та, которая не имеет никаких недостатков, а та которая просто очень хороша.
Купить в Playstation Store
