Художница из Харькова создает мозаику из разбитого после вражеских обстрелов стекла
Художница из Харькова создает мозаику из разбитого после вражеских обстрелов стекла

Художница из Харькова создает мозаику из разбитого после вражеских обстрелов стекла

Декоративные стеклянные композиции молодой харьковчанки украшают улицы ее родного Харькова. Для Валентины Гук это важно, ведь весь материал ее авторских мозаик, вплоть до малейшей занозы, харьковский. Это проект «Дерево жизни» – и как он создается, Валентина Гук рассказала Коротко про.

Собирала осколки стекла по квартире

В тот день враг снова терроризировал Харьков взрывами. После одного из прилетов взрывная волна докатилась до квартиры Валентины Гук. Девушки как раз не было дома. Когда же она вернулась в квартиру, увидела в гостиной куски разбитого стекла собственного балкона.

- Помню тот момент: меня как током ударило, - рассказывает Коротко про харьковская художница Валентина Гук. – Я начала собирать это стекло, а в голове уже роились идеи будущей мозаики. Бросив уборку, побежала в строительный магазин, купила необходимые материалы. Так началась новая страница моего творчества – мозаика из разбитого стекла.

На самом деле о таком направлении в творчестве художница, давно работающая в стиле графики, думала уже давно. Искала определенную идею, которая бы задела душу, но безрезультатно. А творить "в стол", как говорит сама Валентина, не хотела.

21-летняя харьковчанка Валентина Гук с псевдонимом «Солнце» – типичная представительница современной молодежи. Интересная, резкая, упрямая. Как все творческие люди, не может работать «ибо так сказали». Потому и забрала свои документы из Харьковской академии искусств, где училась.

– Сейчас занимаюсь своими проектами, в том числе и стеклянным, – говорит девушка.

Созданная из обломков стекла первая мозаика стала началом масштабного стрит-арта «Дерево жизни». На сегодняшний день в наработке Валентины 6 стеклянных панно. Все они созданы только из «прилетного» стекла. Украшают улицы Харькова. Только одна из работ находится в Изюме (Харьковская обл.).

На сегодняшний день в наработке Валентины 6 стеклянных панно масштабного стрит-арта «Дерево жизни». Фото: instagram Валентины Гук

«Мрія» в Харькове, «Цербер» - в Изюме

В стеклянных работах Валентины Гук не увидите черноту войны, какую-нибудь тяжесть. Напротив, стеклянная мозаика наполнена воздухом, а еще сверкает светом. Например, панно «Мрія» ("Дерево жизни 1"). Находится на ул. Мироносицкой, 33. Художница создала эту работу из стекла зданий с этой же улицы после взрывов в 2022 году. Но на мозаике не вражеские снаряды или ракеты, а пусть и своеобразный, но все же узнаваемый образ украинского самолета «Мрія».

Интересно панно «Цербер», которое украшает фасад кофейни Makers на улице Соборная, 61/1, в городе Изюм.

– Я специально ездила в Изюм, собирала там обломки стекла, – говорит Валентина.

Автор посвятила эту мозаику военному командиру, погибшему в бою, Александру Пустовиту.

Откровенно говоря, корреспондент Коротко про в «Цербере» видит не самое страшное существо из древнегреческой мифологии, а… цветок. С красивыми и одновременно опасными, нежно-голубыми и агрессивно-черными лепестками, простирающимися вверх.

– Как раз в «Цербере» все осколки натурального цвета, хотя, если необходимо для воплощения замысла, я могу подкрасить стекло, – признается Валентина. – Но это только в синий, черный цвет. Кстати, по замыслу. Знаете, мне само стекло подсказывает. Смотрю на осколки, и в голове уже складывается кусочками мозаика. А дальше - дело техники.

Панно «Мрія» ("Дерево жизни 1") художница создала из стекла построек с улицы Мироносицкой после взрывов в 2022 году. Фото: lyuk.media

Пока разговариваем, обращаю внимание на руки этой хрупкой девушки. Пальцы, ладони кое-где в порезах, заклеены пластырем.

– Работаю со стеклом без перчаток, поэтому такие вот руки, – объясняет Валентина Гук. – Дома тоже повсюду стекло. Когда приходят в гости друзья, я предупреждаю о том, что где-то здесь могут быть занозы. И не без казусов: вот недавно мой друг рассказывал, что после посещения моей квартиры нашел на себе мелкий кусок стекла. Хотя, честно скажу, со стеклом я уже сдружилась, знаю, как с ним работать, поэтому порезов сейчас меньше, чем в начале работы над проектом «Дерево жизни».

– Вы приходите на место прилета, собираете стекло. Очевидно, что у людей возникают определенные вопросы к вам.

– Да, возникают, иногда даже откровенный негатив, но я спокойно объясняю людям, для чего мне это стекло, и проблемы с коммуникацией обычно исчезают, – говорит Валентина. – Вот тогда, когда собирала стеклянные обломки из Госпрома (28 октября 2024 года было прямое попадание в памятник архитектуры в стиле конструктивизма в центре Харькова на площади Свободы. Разрушены несколько этажей здания. – Авт.), там была полиция. Я подошла к полицейским, рассказала о своем проекте, показала то, что уже имела в работе (фото на телефоне), и они меня пропустили туда, куда я хотела попасть. Конечно, бывает, что люди даже слушать не хотят моих объяснений, агрессивны. Тогда я не вступаю в спор, ухожу, чтобы вернуться позже.

Мозаика из осколков стекла Валентины Гук уже стала частью харьковского стрит-арта. Недавно прошла первая выставка ее художественных работ, в том числе и панно. Девушка не останавливается, продолжает творить из стекла.

– К сожалению, почти каждый день в моем родном Харькове есть "прилеты", соответственно, материала для панно хватает, – говорит Валентина Гук. – Кое-что даже делаю на заказ. И хоть с заказчиком предварительно согласовываю эскиз, все равно каких-нибудь розовых пони на моей мозаике из такого стекла никогда не будет. Это совершенно другая тематика произведения, другое настроение.

Автор посвятила мозаику «Цербер» военному командиру, погибшему в бою, Александру Пустовиту. Фото: lyuk.media

Источник материала
loader