Кино — это искусство, а искусство любит украшать реальность. Истории, герои, даже человеческие возможности на экране часто гиперболизированы. И многие обычные вещи оказываются покрыты гримом, усилены декорациями или отфотошоплены. Не в последнюю очередь это касается и возможностей человека — например, того, насколько он может быть целенаправленным, умным, хитрым, сильным, смелым, добрым или владеть чрезвычайными способностями. Например память. У некоторых киноперсонажей она иногда кажется фантастической. Но действительно ли такие способности недосягаемы для реального человека? И можно ли поучиться у киногероев способам запоминания — мнемотехникам?
Вспомнить число с помощью карликов и единорогов
То, как работает мнемотехник, может стать основой для комедии, трагедии и порнофильма одновременно. Где это можно увидеть? В фильме «Сенсация» режиссера Вуди Аллена.
Сам Вуди Аллен играет иллюзиониста, владеющего навыками мнемотехники. И, вспоминая код к закрытым дверям, он перебирает в голове возможные варианты. Это сопровождается откровенно бессмысленными размышлениями: «8 синих лошадей… 10 карликов на рыбалке… 21 реактивный самолет… восемь молочниц и две французские несушки, 12 карликов…»
Несмотря на то, что сцена, где персонаж Аллена вспоминает число, кажется комичной, именно так мнемотехники и работают. Поскольку в фокус нашего внимания очень легко попадают и запоминаются вещи абсурдные, непривычные и вульгарные, то мнемотехники используют такое свойство нашей головы, чтобы запоминать любые числа — номера телефонов или исторические даты. Главное — привлекать фантазию.
Как это происходит? На самом деле ничего сложного нет. Обычно каждый, кто работает с числами, создает себе ассоциативный словарь, где каждое слово-предмет будет означать число. У кого-то 00 может вызвать в воображении образ туалета, а 03 — скорую помощь. У других людей 00 — это набор букв НН (НольНоль), а 03 — это НТ (НольТри). 07 — НС (НольСемь). И эти буквы ассоциируются со словами НяНя и НоТы, НоС. Как правило, профессиональный мнемотехник рисует себе ассоциации-образы моментально. А поскольку набор этих картинок постоянный, то даже если какая-то информация и выпадает из памяти, можно вспомнить число, просто перебирая картинки в голове.
Окончательная оценка того, как показана работа памяти в фильме «Сенсация»: смешно, остроумно, но так оно и есть!
«Дворец памяти»
Где показано? В сериалах «Шерлок» и «Менталист». Где не показано? В кинофильме «Ганнибал» режиссера Ридли Скотта.
Метод, который называют «Дворец памяти», еще известен как метод локаций или же метод Цицерона. Фильм «Ганнибал» я вспомнил не просто так. В нем, к сожалению, не показано, как главный персонаж работает со своей памятью. Но в одноименном романе Томаса Харриса, по которому снят фильм, есть отдельная глава, где подробно описано, что происходит в голове человека, когда он «гуляет» по своему дворцу памяти и ищет нужный адрес или номер телефона.
Этот метод упоминается в сериалах «Шерлок» и «Менталист», причем подчеркивается, что Шерлок Холмс и Патрик Джейн (главные персонажи этих телешоу) владеют уникальным способом запоминания, о котором даже не догадываются остальные.
На самом деле этот метод запоминания не уникален — о нем впервые упомянается в работе Цицерона. Метод заключается в том, что вы представляете какое-то помещение или территорию, которые вам известны. Это может быть ваша квартира или же дорога из дома в супермаркет. Может быть и выдуманный зал или замок. Главное, что вам известно, какие точки и в каком порядке расположены в том помещении или на той территории. И это означает, что, привязав новую информацию к уже известной (то, что вы должны запомнить, — к тому, что есть в вашей квартире или встречается по пути в супермаркет), вы намного легче ее вспомните. Представьте, что шагаете по своему «дворцу памяти», где на каждом большом предмете есть то, что вы пытаетесь запомнить. Например, список покупок в супермаркете. Придумайте об этом историю.
Окончательная оценка того, как показана работа памяти в сериалах «Шерлок» и «Менталист»: так себе. Намного интереснее и продуктивнее прочитать роман «Ганнибал» Томаса Харриса.
Чтобы не называть женщину «Солнышко», а мужчину «Эй, Ты!»
Самый главный навык человека — узнавать другого человека. Ну, и помнить имена.
В каком фильме показано? — «Дьявол носит Prada» режиссера Дэвида Френкеля.
Да, это действительно самое главное — помнить о других. Лично я уверен, что умение помнить других людей является ключевым в достижении успеха.
Хотя в упомянутом фильме — как раз история о том, что успешная и известная владелица журнала мод заставляет своих помощниц просмотреть фотографии приглашенных гостей, выучить их имена и подсказывать ей во время встречи.
Насколько это реально? На 100%. Глядя на фото человека, можно его запомнить. Лично я знаю много примеров, когда менеджеры международных компаний целенаправленно изучают изображения людей, с которыми им нужно будет познакомиться. И небольшой тренировки достаточно, чтобы только по фотографиям легко запомнить две-три сотни новых людей. Поэтому окончательная оценка показанного в фильме «Дьявол носит Prada»: такое точно возможно, но сам процесс запоминания не раскрыт.
Где-то я это уже читал…
Хорошая способность — запоминать то, что читаешь, чтобы потом красиво процитировать. В жизни, конечно, никто не любит давать ссылку, но в кино получается эффектно.
Где показано? В фильме «Побег из Шоушенка» режиссера Фрэнка Дарабонта.
К фразе «запомнить прочитанное» можно отнестись немного придирчиво, ведь в «Побеге из Шоушенка» показано, как главный персонаж помнит Библию. Нужно признать, что изучение Святого Письма — это несколько иное, чем изучение экономики, философии или юридических текстов. Но все же поразмыслим: насколько реально то, что нам показали на экране?
А в фильме директор тюрьмы приходит к заключенному и видит, что тот держит в руках Библию. Директор спрашивает, есть ли у него какая-то любимая фраза из этой книги. Заключенный цитирует, директор безошибочно называет, откуда взяты эти слова, номер раздела и номер стиха. В ответ приводит другую цитату из Святого Письма, а заключенный называет раздел и порядковый номер. Так зрители видят: соревнуются достойные соперники.
Нужно уточнить: среди многих религиозных людей знать Библию — норма. Еще одно уточнение: цитируя Библию, больше чем в 80% случаев приводят отрывки из Нового Завета. А это означает, что, выучив только его, человек в 80% случаях может правильно называть раздел и номер стиха. И кто знает, возможно, в эпизоде из фильма «Побег из Шоушенка» именно такой случай и имел место. Ведь и заключенный, и директор говорили цитатами из Евангелия.
Несколько иначе случай вспоминания прочитанного показан в ленте «Умница Уилл Хантинг». В эпизоде происходит интеллектуальная битва двух молодых ребят, которые поражают умом девушку. Причем главный персонаж, слушая своего оппонента, точно называет автора, книгу и страницу, где он прочитал то, о чем только что сказал.
Может ли это быть правдой? В этом случае скепсис все же побеждает. Ведь среди невероятного количества литературы, которую нужно перечитать во время учебы в университете, попасть на то же издание и ту же цитату со страницы номер 98 — это случай ну очень уж маловероятный. Но, несмотря на это, показать, как хорошо персонаж может работать головой, творцам фильма удалось.
Окончательная оценка того, как запоминали тексты в фильмах «Побег из Шоушенка» и «Умница Уилл Хантинг»: с Библией — уверен, что это возможно, с книгами из университетской библиотеки, — сомневаюсь.
Do you speak English? German? Italian?
Если говорим о запоминании, разве можно обойти вниманием иностранные языки?
Где показано? В фильме «Тринадцатый воин» режиссера Джона МакТирнана. Это очень хорошая иллюстрация очень хорошего способа выучить язык. Арабский мужчина попадает в коллектив викингов. Языка их он не знает, но так случилось, что он в этом обществе должен ехать на битву. И вот они едут, едут, едут. И каждый вечер у огня он просто слушает их разговоры. Слушает и пытается тихонько повторить услышанное. И со временем среди откровенной тарабарщины в разговорах викингов проявляются понятные слова. Каждый вечер их становится больше. В итоге они говорят полностью понятным языком.
В фильме показана техника, которой владеет каждый, кто изучает язык. Точнее так: ею владеет каждый! Техника носит название «Услышать. Понять. Повторить». Не просто так подчеркивается, что каждый человек владеет этим методом. Потому что родной язык мы выучили именно таким образом. Мы слышали речь. Мы начали ее понимать. Мы начали повторять то, что понимаем.
К сожалению, когда кто-то начинает изучать английский или немецкий, то почему-то забывает о своей способности понимать речь. Смотреть на поведение людей, слышать, что именно они повторяют довольно часто и в какие именно моменты жизни, начинать понимать эти слова. Ну и повторять их. Вот и весь секрет. В принципе та же ситуация показана в «Тринадцатом воине».
Поэтому окончательная оценка: да, выучить язык, слушая его, возможно!
Конечно, список фильмов, в которых персонажи что-то запоминают, можно продолжить. Традиционно хорошая память считается, скорее, феноменом, а не чем-то таким, чего можно достичь с помощью дисциплины, работы над собой и тренировок. Наверное, именно поэтому персонажи на экране, которые могут запомнить много цифр, слов, языков, людей или что-то другое, воспринимаются зрителями как супергерои или сверхчеловеки. И в таком восприятии нет ничего плохого, ведь кино в подавляющем большинстве случаев для того и существует — чтобы удивить нас, поразить. Но, несмотря на удивление, каждый из нас должен помнить, что даже самая нафантазированная вещь резко проиграет тому, что можно встретить в реальной жизни. И феноменальная (читай — тренированная) память — не исключение.