Европа будет воевать без США? Реально ли это и как поможет Украина
Европа будет воевать без США? Реально ли это и как поможет Украина

Европа будет воевать без США? Реально ли это и как поможет Украина

Европа будет воевать без США? Реально ли это и как поможет Украина

Вероятный будущий канцлер Германии Фридрих Мерц после победы на выборах в 2025 году заявил о необходимости постепенной независимости Европы от США в сфере безопасности и обороны. По его мнению, после высказываний Дональда Трампа о НАТО и поддержке Украины стало очевидным, что Европа больше не может полагаться на Соединенные Штаты как гаранта своей безопасности.

Президент Франции Эмманюэль Макрон, давно выступающий за стратегическую автономию ЕС, приветствовал идею и выразил надежду на новое франко-немецкое оборонное партнерство. В то же время в Великобритании инициативу восприняли с осторожностью, опасаясь, что она может ослабить тесные связи в сфере безопасности со США, о чем говорилось и на вчерашнем саммите, организованном Киром Стармером. В странах Балтии и Польши, традиционно ориентирующихся на американскую военную поддержку, такие предложения вызывают аналогичную обеспокоенность. Между тем в Брюсселе уже идут консультации о возможном создании новых финансовых механизмов европейской обороны.

Где строить европейскую оборону?

Когда речь идет о создании европейской армии, неизбежно возникает вопрос: существует ли армия НАТО под командованием США? Такой армии не существует, и создание единых вооруженных сил для нескольких десятков суверенных государств не планируется. Но НАТО за годы существования разработало механизмы интегрированной реакции в случае агрессии против одного или нескольких членов Альянса. Основной смысл НАТО — сделать выполнение Вашингтонского договора автоматическим и общим при участии США.

Вопрос в том, сможет ли в этот раз Альянс стать инструментом коллективной европейской обороны без участия США. НАТО действует де-факто, а не де-юре. Текущая политика Вашингтона может парализовать его, и европейцы рассматривают варианты сохранения действенности наработанных механизмов.

Генсек НАТО Марк Рютте призвал Зеленского восстановить отношения с Трампом

В НАТО есть командная структура, которая не контролирует все войска постоянно. В высокой готовности находятся относительно небольшие силы воздушного патрулирования, Объединенная оперативная группа высокой готовности (VJTF) численностью бригады, способная развернуться на протяжении нескольких дней, а также постоянные военно-морские группы на севере и юге, выполняющие функцию боевых морских патрулей. Меньшую готовность имеют интегрированные многонациональные Силы быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force, NRF), которые могут развернуть силы корпусного уровня в течение недели.

Эти силы дополняются приблизительно сотней американских ядерных авиабомб B61, развернутых в шести странах для проведения коллективных ядерных миссий с привлечением как ядерных, так и неядерных членов Альянса. Все остальное в НАТО в мирное время — это национальные вооруженные силы, в частности ядерные, под национальным контролем. Интегрированные структуры Альянса направлены на обеспечение автоматического привлечения всех неинтегрированных сил в случае необходимости.

Механизмы ограниченной военной интеграции, которые формируют надежные коллективные гарантии, лучше всего иллюстрирует восточный фланг НАТО. Здесь действует принцип «стратегического предохранителя»: войска развернуты таким образом, что какая-либо атака на одного из членов Альянса немедленно запускает коллективный ответ.

Восточный фланг состоит из нескольких ключевых компонентов. Прежде всего это многонациональные батальонные боевые группы НАТО, развернутые в странах Балтии, Польши, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. В случае агрессии они интегрируются в вооруженные силы страны-хозяина, переходя под ее командование. То есть нападение на одну страну означает атаку на коллективные силы НАТО. Доля международного присутствия в национальных армиях варьируется: в Латвии и Эстонии иностранные контингенты составляют 20–30%, в Литве, Словакии и Болгарии — 5–10%.

В Польше и Румынии, имеющих большие вооруженные силы, количество иностранных военных значительно по абсолютным показателям — 11 600 и 4700 соответственно, но из-за размера собственных армий их удельный вес не превышает 5%. В Польше — вторые по численности вооруженные силы среди европейских стран НАТО — 250 000 военных, которые уступают лишь Турции (450 000) и опережают Францию (200 000) и Германию (180 000). В Венгрии, активно модернизирующей свою армию, иностранные войска составляют только 2,5% от общего количества, что может свидетельствовать или об уверенности страны в собственных силах, или об отсутствии опасений по поводу российского вторжения.

Турция может играть значительную роль в построении автономной европейской обороны как вторая по численности после США армия НАТО, и она уже сигнализировала о заинтересованности. Европейские лидеры рассматривают возможность более тесного сотрудничества с Анкарой, в частности, в вопросах поставки вооружений. Но привлечение Турции к европейской оборонной автономии требует политического согласования, особенно, если принять во внимание ее балансирование между Европой и собственными стратегическими интересами, включая отношения с Россией. В то же время Польша других интересов, кроме европейских, не имеет, так же как и Украина, хотя она не является членом НАТО.

В целом на востоке Европы сейчас сосредоточены три большие военные силы: Украина (800 000 военнослужащих), Турция (450 000, преимущественно за пределами Европы, но на ее границах) и Польша (250 000). Россия, имеющая 1 500 000 военных (не все из которых рассчитаны на европейский театр войны), агрессивно пытается изменить баланс сил, но ее сдерживает Украина. Это напоминает переигрывание событий XVII века, но с другим результатом. Тогда Украина, балансируя между Польшей и Турцией, неосторожно сблизилась с Москвой, теперь — необратимо отдаляется…

Второй важный элемент обороны восточного фланга — коллективное воздушное присутствие.

В странах Балтии нет своей боевой авиации, и они полностью зависят от союзников. Каждые четыре месяца ротационные контингенты НАТО разворачивают 4–6 истребителей. Румыния имеет 20 F-16, покрывающих приблизительно половину необходимого воздушного патрулирования, в то время как другую часть обеспечивают союзники. Болгария, эксплуатирующая восемь устаревших МиГ-29, в значительной степени полагается на ротационные силы НАТО, которые каждый раз разворачивают 4–8 истребителей.

Словакия списала свои МиГ-29 и теперь зависит от 4–6 истребителей союзников, которые размещаются на ротационной основе. Польша имеет 48 F-16, несколько десятков МиГ-29 и планирует получить 32 F-35, первые из которых поступят в 2026 году. Польские ВВС активно участвуют в воздушном патрулировании восточной границы НАТО и принимают ротационные контингенты союзников.

Европейская судьба американской доли в НАТО

Военное присутствие США в Европе — как интегрированное в структуры НАТО, так и автономное — до недавнего времени считалось ключевым элементом коллективной обороны.

Основу сухопутного присутствия США составляют бронетанковые боевые группы, дислоцированные в Польше, Германии и Румынии, каждая численностью около 4500 военнослужащих с приблизительно 90 танками Abrams, 150 боевыми машинами пехоты Bradley и 20 самоходными гаубицами Paladin. Кроме этого, в Европе размещены подразделения специальных сил США, в частности в Германии и Польше.

На американских базах в Великобритании, Германии, Польше и Италии размещены истребители пятого поколения F-35 и F-22. США проводят ротационное развертывание стратегических бомбардировщиков B-52, B-1B и B-2, в частности в Великобритании и Румынии. В Европе также развернуты американские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, беспилотники Global Hawk и другие средства разведки, а также самолеты-заправщики KC-135 и KC-46.

В ООН обеспокоены направлением политики США под руководством Трампа — Reuters

Логистическая инфраструктура США в Европе обеспечивает быструю переброску войск и техники. По оценкам, США обеспечивают около 80% стратегических авиаперевозок НАТО и имеют сеть складских хабов для хранения вооружения и техники на случай быстрого развертывания дополнительных сил. Основные логистические центры расположены в Германии, Бельгии, Польше и Италии. Логистическая инфраструктура портов в Нидерландах и Германии адаптирована для быстрой переброски американских сил.

США разместили в Европе автономные от НАТО комплексы ПРО Aegis Ashore, которые расположены в Румынии и Польше. В Германии, Польше, Словакии и странах Балтии развернуты батареи Patriot. Дополнительно США могут ротационно разворачивать мобильные противоракетные системы THAAD.

В конце концов, ядерное присутствие США в Европе — это то, что дает возможность считать НАТО ядерным Альянсом.

По оценкам Bruegel Institute, для эффективного замещения военного присутствия США в Европе придется развернуть дополнительно 300 000 военнослужащих, 1400 танков, 2000 боевых машин пехоты и 700 артиллерийских систем.

Авиационная составляющая требует расширения парка истребителей пятого поколения, а также значительного наращивания возможностей в сфере стратегической бомбардировки, воздушной дозаправки и военно-транспортной авиации. Европейцам нужно будет создать новые военные склады, морские и авиационные терминалы и улучшить железнодорожную инфраструктуру.

В сфере противоракетной и противовоздушной обороны Европа должна расширить возможности собственных комплексов SAMP/T, IRIS-T и NASAMS, которые сейчас не способны полностью заменить американские системы Aegis Ashore, THAAD и Patriot.

Самой сложной задачей станет формирование независимого европейского ядерного сдерживания. Американские тактические авиабомбы B61 для F-35 теоретически могли бы быть заменены французскими авиационными ударными ядерными ракетами ASMP-A для Rafale. Проблема в том, что B61 в Европе около сотни, а за ними стоят несколько тысяч ядерных боеголовок США. В то же время ASMP-A насчитывает только около 50 единиц, а за ними — немногим более 500 боеголовок Франции и Великобритании, причем британский арсенал технически и политически сильно зависит от США.

Финансовые ресурсы для этих изменений достижимы. По оценкам Bruegel Institute, для замены американского присутствия Европа должна выделять дополнительно 250 миллиардов евро в год, что соответствует 1,5% ее совокупного ВВП.

Фридрих Мерц призвал к быстрому усилению европейских оборонных возможностей и немедленным решениям. Под немедленными решениями имеются в виду новые процедуры финансирования автономной европейской обороны, которые давали бы возможность странам ЕС обходить жесткие бюджетные и финансовые ограничения, в частности Маастрихтские критерии конвергенции.

Основной путь европейской оборонной автономии — замещение американского потенциала в НАТО европейскими силами. Это требует не только дополнительных финансовых ресурсов, которые Европа может себе позволить, но и времени и коллективной воли. И еще нужно убедить США, чтобы их выход из Европы был постепенным и не превращался в бегство из Афганистана. Визиты в Вашингтон Эмманюэля Макрона, Кира Стармера и Владимира Зеленского показали сложность диалога с администрацией Дональда Трампа. С другой стороны, катастрофическое чувство, создаваемое Вашингтоном, что на карту поставлено все, может иметь ту же переговорную механику, что и катастрофическое чувство приближения ядерной войны, регулярно создаваемое Москвой. Украина, а теперь уже и Европа, знает, как к этому относиться, — спокойно.

Наконец нужно отметить, что вес украинского военного потенциала в европейских планах автономной обороны будет лишь увеличиваться.

Источник материала
loader
loader