Нам стоит изучить. Как Баку и Ереван идут к миру
Нам стоит изучить. Как Баку и Ереван идут к миру

Нам стоит изучить. Как Баку и Ереван идут к миру

Нам стоит изучить. Как Баку и Ереван идут к миру

Новость о согласовании всех пунктов мирного договора между Азербайджаном и Арменией вызвала широкий резонанс. Переговоры начались уже довольно давно, и у наблюдателей не было впечатления, что они закончатся в ближайшее время. Текст из 17 пунктов стороны не публикуют, но в экспертной среде и на медийных площадках большинство положений активно обсуждают.

Третий лишний

Азербайджанский подход к решению конфликта основывается на максимальном устранении внешних сторон от какого-либо участия в урегулировании. Собственно предыдущий успех переговоров обусловлен, как считают в Баку, исключительно их двусторонним характером. Официальный Баку небезосновательно считает, что какие-либо посредники только затянут время и главное — не позволят реализовать все возможности, которые открылись перед страной-победителем.

Последние согласованные пункты договора касались принципиальных для Баку вопросов, которые для посторонних наблюдателей выглядят довольно второстепенными, символическими или несущественными. В этих пунктах речь идет о роспуске Минской группы ОБСЕ и о том, что на линии границы не будет третьих сторон. Также согласовано, что после подписания договора стороны отзовут иски в международных судах и не будут подавать новых, вместо этого все спорные вопросы будут решаться опять-таки в двустороннем формате.

Минская группа ОБСЕ в Азербайджане стала символом издевательства над здравым смыслом и примером неконструктивного вмешательства в конфликт. В процессе бесконечных обсуждений группа продуцировала «принципы», которые никак не влияли на ситуацию на земле.

На самом деле этот инструмент урегулирования конфликта фактически закончил свою работу в сентябре 2020 года, когда Азербайджан начал вторую карабахскую войну. Казалось бы, если эта структура уже не актуальна, зачем в документе настаивать на ее роспуске? Однако в Баку приложили силы, чтобы не осталось ни малейшей лазейки для внешнего влияния на процессы урегулирования двусторонних отношений.

С третьими сторонами на линии разграничения ситуация несколько сложнее. После того, как удалось вытеснить российских пограничников и «миротворцев» с линии разграничения, по инициативе Армении на азербайджанской границе разместилась гражданская мониторинговая миссия ЕС. Это большей частью бывшие военные, которые фиксировали нарушения огня и верифицировали инциденты.

Отношение к этой миссии в Баку было негативным, ее воспринимали как преимущественно французскую акцию против Азербайджана. Азербайджан и Франция находятся в состоянии холодной войны, и стороны не доверяют друг другу. Однако в Ереване, возможно, преследовали цель не столько сделать что-то досаждающее Баку, сколько обезопасить себя от кровавых инцидентов, инспирированных российской агентурой в армянских общественно-политических движениях и парамилитарной среде. Ведь достаточно свидетельств того, что у России есть такие возможности и она непосредственно руководит частью армянского политикума, медийного пространства и «активистов».

В Баку осознают эти вызовы, однако настояли на этом пункте. Во-первых, раздражение миссией было больше, чем потенциальные риски от ее отмены. Во-вторых, политика Азербайджана, по крайней мере уже с некоторых пор, не предполагает спасать премьер-министра Пашиняна от последствий обострения на границе. С берегов Каспия звучат голоса, что Пашиняну нужно брать всю ответственность на себя.

Ну, и в Азербайджане предупреждают, что готовы ответить на вооруженные инциденты. Явные, но чаще завуалированные угрозы возобновить военные действия, похоже, являются частью переговорной стратегии Азербайджана. Так же, как и напоминание о ряде других требований к Армении.

Что дальше?

Азербайджанская сторона постоянно подчеркивает, что подготовленный документ является лишь рамочной декларацией, а не полноценным мирным договором, как его воспринимают в мире и как хотят толковать его в Армении. Договор могут даже торжественно не подписать или подписать члены правительства, а не первые лица государств. Для Баку это начало процесса, для Еревана — желанное его окончание.

В Баку отмечают, что только после подписания начнется длительный процесс урегулирования отношений во многих сферах, который должен завершиться подписанием других документов. В частности упоминают материальную компенсацию за годы оккупации гражданам и государству, поиск пропавших без вести и много других проблемных вопросов.

Некоторые требования, озвученные азербайджанскими экспертами, выглядят сейчас как инструмент шантажа. Например, требование «создать условия для безопасного и достойного возвращения западных азербайджанцев на землю своих предков», исключить территориальные претензии к Азербайджану из конституции и законодательных актов, а также положить конец героизации военных преступников, прекратить программу милитаризации и вернуть (!) приобретенное в ее рамках вооружение.

Тема внесения изменений в армянскую конституцию активно обсуждалась в Азербайджане в последние месяцы, однако не нашла продолжения в тексте договора.

Примечательно, что на этой стадии урегулирования со стороны Азербайджана практически не звучит требование о Зангезурском транспортном коридоре через территорию Армении в азербайджанский эксклав Нахичевань, о котором очень много говорили в прошлом году.

На той стадии переговоров складывалось впечатление, что без приемлемого решения сообщения с Нахичеванем Азербайджан не подпишет документ. Очевидно, у Пашиняна решили, что за выгодное для Алиева решение вопроса статуса транспортной артерии можно будет добиться весомых уступок. Вместо этого Баку просто снял этот пункт с обсуждения и сейчас демонстрирует готовность развивать альтернативные маршруты, например, через Иран.

Также в Баку четко артикулируют, что главный маршрут с Каспия в Турцию будет пролегать через Грузию. Армения, которая в случае полноценного урегулирования отношений с Азербайджаном и Турцией рассчитывала получить выгоду от транзитной торговли и региональной интеграции, кажется, переоценила потенциальную привлекательность своих предложений и географического положения.

Азербайджан старается использовать процесс переговоров с Арменией, чтобы улучшить отношения с Европейским Союзом. С началом российской агрессии Азербайджан стал привлекательным партнером для ЕС в энергетической сфере. Результатом стало оживление экономических и политических контактов с рядом европейских стран. Вместе с тем Азербайджан и Армения конкурируют за внимание ЕС.

Армения вовлечена в несколько программ ЕС, в частности по разминированию пограничных территорий, и планирует расширять сотрудничество. Азербайджан, с одной стороны, прекращает у себя деятельность агентств ООН, поскольку не нуждается в их услугах как страна-донор. С другой — довольно ревниво относится к активности ЕС в Армении. Проевропейскую ориентацию в Баку вообще воспринимают очень скептически и даже саркастически.

Зато энтузиазм у членов правительства и экспертов вызывают планы создания нового союза СШАИзраильАзербайджан, о котором начали писать в израильских медиа. Наличие таких идей, по мнению азербайджанских экспертов, является примером нового статуса государства. В случае если такую идею дальше будут обсуждать в публичном поле, это повлияет и на региональную динамику, и на отношения с Арменией. Непредсказуемая политика администрации Трампа будет порождать новые вызовы для вовлеченных стран.

Как заявил министр иностранных дел Азербайджана, есть вероятность, что документ подпишут до конца года. Это весьма оптимистичный сценарий для такого сложного конфликта. В Украине же стоит внимательно изучать поведенческие модели в этом переговорном процессе, которые могут помочь в корректировании нашей переговорной позиции.

Источник материала
loader