Германия возвращается: Берлин делает ставку на силу, а не только на дипломатию
Германия возвращается: Берлин делает ставку на силу, а не только на дипломатию

Германия возвращается: Берлин делает ставку на силу, а не только на дипломатию

Германия возвращается: Берлин делает ставку на силу, а не только на дипломатию

На пути к новому правительству в Германии разворачиваются события, которые должны стать определяющими не только для страны, но и для всей Европы.

18 марта Бундестаг еще старым составом и 21 марта верхняя палата Бундесрат приняли изменения в Конституцию об ослаблении ограничений так называемого долгового тормоза — предохранителя роста государственной задолженности.

Необходимость такого шага обусловлена прежде всего огромным пробелом в бюджете, особенно в сфере обороны и инфраструктуры, который оценивается приблизительно в 1 трлн евро. Закрытие этого дефицита стало одним из главных вызовов коалиционных переговоров между блоком Христианско-демократического союза/Христианско-социального союза (ХДС/ХСС) и Социал-демократической партией Германии (СДПГ).

После выборов в Германии 23 февраля вариант черно-красной коалиции (по официальным цветам вышеназванных партий) был очевиден фактически сразу после окончания голосования. Вместе с тем во времена канцлерства Ангелы Меркель некогда традиционные политические оппоненты — ХДС/ХСС и СДПГ — были вынуждены трижды объединяться в «большую коалицию». Расхождения в их политиках были иногда слишком радикальными, а процесс согласования большинства решений становился тяжелым компромиссом.

Но теперь ситуация кардинально изменилась. По результатам выборов СДПГ заняла третье место с рекордно низкими 16,4%, а второй политической силой стала ультраправая «Альтернатива для Германии» (АдГ), фактически удвоив свой результат. Это заставило традиционных соперников ХДС/ХСС и СДПГ снова пойти на союз, создав безальтернативность для сохранения демократии перед лицом наступления правого радикализма.

Коалиционные переговоры стартовали 13 марта. Но, по словам очевидцев, они продвигаются совсем не так быстро, как надеялись христианские демократы во главе с Фридрихом Мерцем, который должен возглавить будущее правительство. Впрочем, здесь существует общее понимание: если новое правительство не сможет эффективно преодолеть экономический кризис и целый ряд насущных вызовов в сфере политики безопасности, миграционной, социальной политик и пр., то уже в следующем избирательном цикле мандат на формирование правительства может получить откровенно праворадикальная и антиевропейская сила.

Именно этой угрозой и объясняется поспешность с голосованием за изменения в Конституцию еще предыдущим составом парламента. В новом составе Бундестага, который начнет работу 25 марта, АдГ и «Левые» будут иметь блокирующее меньшинство, то есть возможность заветировать подобные решения.

Процесс обеспечения необходимого большинства оказался не из простых (а решения об изменениях в Основной Закон принимаются обеими палатами парламента как минимум двумя третями голосов). В Бундестаге христианским и социал-демократам пришлось заручиться поддержкой «Союза 90/Зеленых». И хотя их не пригласили в коалицию, их голоса стали решающими, поэтому пришлось идти на значительные финансовые уступки в рамках запланированной реформы.

Во время голосования в Бундесрате «Свободная демократическая партия» (СвДП) попыталась сыграть свою игру, отстаивая «долговой тормоз». Напомним, что из-за нее распалась предыдущая коалиция, что привело к досрочным выборам, после которых либералы не преодолели проходной барьер и остались вне Бундестага. В результате 21 марта четыре из 16 федеральных земель, в двух из которых СвДП входит в парламентское большинство, воздержались во время голосования.

Почему вопрос настолько принципиальный? «Долговой тормоз» был закреплен в Конституции 2009 года. К этому времени, по данным Федерального ведомства статистики (Destatis), Германия накопила около 1,694 трлн евро государственного долга (72,3% от ВВП). Согласно предохранителю, доходы и затраты правительства с 2016 года всегда должны были быть сбалансированы без поступлений от займов.

По состоянию на конец третьего квартала 2024 года государственный долг Германии достиг 2 488,6 млрд евро, что составляет 62,9% от ВВП. Это ставит Германию на средние позиции среди стран ЕС по относительному (процентному) показателю долга и на третье место по абсолютному значению. Для сравнения, общий федеральный бюджет Германии в 2024 году составлял всего около 477 млрд евро.

Теперь же затраты на оборону, гражданскую оборону и гражданскую защиту, а также на разведывательные службы, превышающие 1% ВВП, в будущем больше не будут подпадать под действие долгового положения немецкой Конституции, то есть могут финансироваться за счет долга. А сегодняшние потребности оборонного сектора оцениваются по крайней мере в 400 млрд евро.

Кроме того, Основной Закон позволит создать специальный фонд общим объемом 500 млрд евро «для дополнительных инвестиций в инфраструктуру и дополнительных инвестиций для достижения климатической нейтральности до 2045 года». 100 млрд евро из этой суммы должны дать федеральным землям для инвестиций, еще 100 млрд должны быть направлены в климатический и трансформационный фонд (уступка «зеленым»). Это значит, что 10% запланированных затрат должны быть профинансированы из бюджета, остальные могут быть покрыты за счет долговых обязательств.

Далеко не все в восторге от «долгов без ограничений», и даже среди самих христианских демократов. Экономисты уже подсчитали, что обслуживание долга будет стоить немцам минимум 37 млрд евро в год. Некоторые уже обвиняет вероятного канцлера в нарушении избирательных обещаний и чрезмерном финансовом бремени для последующих поколений. Но Мерц не собирается отступать. «С учетом угрозы нашей свободе и миру на континенте теперь и на нашу оборону должен распространяться принцип «чего бы это ни стоило», — подчеркнул он.

В этом контексте большие ожидания возлагаются на будущие инвестиции, которые должны оживить экономику. Рынок уже положительно отреагировал на историческое решение 18 марта. Предыдущие прогнозы на 2025-й еще неделю назад не исключали третьего года рецессии, хотя Германия остается третьей мировой экономической мощью. Сейчас прогнозы откорректированы до минимального роста в 0,2% на этот год и между 1,5 и 2,2% на следующий. Впрочем, большинство экономических исследовательских институтов сходятся во мнении, что положительное влияние на экономический рост станет очевидно только в среднесрочной перспективе.

Вместе с тем продолжаются непростые дискуссии в отношении других ключевых реформ.

Неконтролируемую миграцию относят к самым большим стратегическим ошибкам правления Меркель. Поэтому ХДС/ХСС настаивает на более жестком контроле миграции, включая принудительное возвращение искателей приюта, но не имеет единства с СДПГ по механизму реализации. В энергетической политике коалиция поддерживает климатическую нейтральность до 2045 года, впрочем, без четкой стратегии ее достижения. В социальной сфере ХДС/ХСС предлагает усилить контроль над социальными выплатами, заменив «доход гражданина» на «базовую поддержку» с более строгими санкциями для безработных. Пенсионная реформа не вызывает значительных разногласий, но и масштабные изменения не планируются, что вызывает критику экспертов.

Принятые изменения в Конституцию являются также поводом для ощутимого ликования и в Европе. Из-за исторических реалий и не в последнюю очередь из-за строгости долговых регулирований Германия фактически самоустранилась от ведущей роли в ЕС в политическом плане, прежде всего в сферах обороны и безопасности. В условиях наращивания конфронтации США с трансатлантическими партнерами и отстранения их от переговоров по Украине, а также осознания реальной российской угрозы даже после возможной остановки военных действий в Украине, нынешнее руководство обоих потенциальных коалициантов настроено решительно на мощное укрепление европейской безопасности.

Сегодня Фридрих Мерц подчеркивает: «Германия вернулась». Его абсолютным приоритетом является скорейшее «реальное достижение независимости от США» для европейцев. На самом деле Мерц всегда был настоящим трансатлантистом. Во время выборов он позволил себе долю очевидно импульсивной критики действий и заявлений США. Впрочем, дальнейшее отсутствие каких-либо заявлений в этом направлении свидетельствует об ощутимой осторожности в данном контексте и попытке найти конструктивную основу для дальнейших отношений с традиционным стратегическим партнером.

Вместе с тем сегодня повышение европейской обороноспособности и осознание Европой необходимости большей ответственности в сфере безопасности являются неопровержимыми. Во время голосования изменений в Бундестаге Фридрих Мерц очертил это как «первый большой шаг к большому европейскому оборонному сообществу». В которое в конце концов должны войти не только члены ЕС, но и такие страны, как Великобритания.

Чем важны эти события в Германии для Украины?

ХДС/ХСС решительно стоит на стороне Украины, выступает за необходимость усилить поддержку, в частности за необходимость предоставить дальнобойные крылатые ракеты Taurus. Вместе с тем последний вопрос не настолько однозначен: исторически обусловлено, что большинство немцев выступает против поставок дальнобойного вооружения, а тем более против размещения немецкого миротворческого контингента в Украине. А общественное мнение играет в европейских странах иногда решающую роль.

Также вследствие зеленого света реформе «долгового тормоза» бюджетный комитет немецкого Бундестага 21 марта утвердил дополнительный пакет помощи для Украины, которую месяцами блокировал канцлер Олаф Шольц. В сопроводительном проекте Министерства финансов относительно этой помощи указано: «Последствия военного успеха России приведут к прямой угрозе европейской безопасности».

Указанный пакет предусматривает 3 млрд евро на помощь Украине со стороны Германии только на этот год. На период 2026–2029 годов для Украины предусмотрено еще 8,3 млрд евро. В нынешних условиях это критически важно: роль ФРГ как самого крупного донора помощи Украине в Европе, в условиях возможной остановки поддержки США, становится решающей. И это очень мощный сигнал как для Украины, так и для России: отныне Германия будет делать ставку не только на дипломатию, но и на реальную силу.

Источник материала
loader