Реформа НУШ докатилась наконец до старшей школы — она будет профильной. И хоть официально реформа заработает в 10–12-х классах лишь в 2027 году, подготовка начинается уже сейчас, и один из ключевых вопросов — где после 9-го класса можно будет получить это профильное образование.
Уже традиционно перед девятиклассниками будут два пути. Первый — остаться в школе (академическом лицее) и готовиться к поступлению в университет, в это время искать себя — выбирать, какое направление тебе интересно (профиль обучения). И второй путь — овладевать программой старшей школы и одновременно приобретать профессию, то есть поступать в профтехи и профессиональные колледжи. Традиционно более популярен первый путь. Например, по данным отчета Института образовательной аналитики, в минувшем учебном году лишь около 30% девятиклассников пошли в профтехи и профессиональные колледжи.
Еще с советских времен в обществе живет стереотип: жизнь сложилась, если у тебя есть «корочка» о высшем образовании: «А что же ребенку на улицу идти? Пусть лучше в школе учится». Подобное я слышала даже от некоторых ректоров университетов, которые оправдывались, почему готовы взять даже слабого поступающего: «А куда им идти? Университет должен выполнять социальную миссию». Вот и учатся на филологов и юристов те, кому это ничуть не интересно, и кто мог бы стать классным высокооплачиваемым строителем или оператором крутого оборудования.
Вместе с тем стране и рынку труда не нужно столько белых воротничков (специалистов с высшим образованием), зато крайне необходимы синие воротнички — квалифицированные рабочие, которые смогут ее отстроить. Мы не можем содержать раздутую сеть университетов, куда идут чуть ли не 80% выпускников школ, не все из которых хотят и могут учиться. Это очень дорогое удовольствие для страны. И именно реформа старшей школы должна стать одним из ключевых моментов на пути к переменам: изменить соотношение «старшая школа — училище или колледж» в пользу второго. Это сложная задача, ведь нужно будет не только искать решение, но и ломать стереотипы. Учтем также, что все это придется делать в условиях войны, уменьшения количества школьников в 5–9-х классах. Вот почему такие бурные обсуждения вызывают вопросы о том, какая сеть академических лицеев (10–12-й класс) нужна стране и скольких учеников мы готовы оставить в школе.
Поэтому большой ажиотаж вызвал свежий законопроект о формировании сети лицеев (далее — законопроект), поданный меньше недели назад. Он четко показывает, какие приоритеты будут у государства. Примечательно, что авторский коллектив состоит не только из членов профильного парламентского комитета, но и усилен коллегами из фракции «Слуга народа», среди которых есть даже Николай Тищенко.
Если коротко, то законопроект предлагает просеять сеть лицеев (10–12-й классы) сквозь сито более жестких требований. Выполнить эти требования смогут далеко не все лицеи. А тех, что не смогут, государство не будет финансировать — такая идея тоже записана в законопроекте.
Какие же это требования? В первую очередь наполняемость классов. На сегодняшний день закон позволяет открывать 10–12-й классы, если в них есть как минимум пять школьников. В дальнейшем планку повысят — в классе должно быть не меньше 24 учеников. И это — проблема для небольших громад.
Но даже если школа поднатужится и соберет класс из 24 и больше учеников, этого недостаточно — таких классов должны быть не меньше четырех на параллели (сейчас согласно закону достаточно двух классов). И если провести несложные математические подсчеты с количеством классов и их наполнением, получается, что по новым нормам в лицее (10–12-й классы) должны учиться по меньшей мере около 300 учеников. Для школ в больших городах и областных центрах это не проблема, чего не скажешь о сельской местности и маленьких городах.
По данным, которые приводит эксперт Швейцарско-украинского проекта DECIDE Надежда Колесник, треть громад в Украине (500 из имеющихся 1469) уже сейчас не могут самостоятельно создать лицеи, потому что не в состоянии выполнить действующие требования. Если же примут законопроект, ситуация станет еще более критичной.
У громад остается один выход — возить своих старшеклассников в школы других громад. И здесь есть два варианта: либо организовывать подвоз школьным транспортом, либо создавать общежития-пансионы при больших опорных школах.
Для этого нужно иметь достаточно школьных автобусов, а их и сейчас не хватает. Так, по информации заместителя министра образования Андрея Сташкива, озвученной им на заседании профильного парламентского комитета, по состоянию на начало января 2025 года было нужно полторы тысячи школьных автобусов. А среди имеющихся некоторые эксплуатируются больше десяти лет, поэтому нуждаются в замене.
Создание общежитий при школах тоже требует средств и времени. Это должны быть не просто спальные места, как в общежитиях для взрослых. Нужно организовать быт детей — место для учебы, трехразовое питание, укрытие, воспитателей, врача и т.п.
Однако законопроект не запрещает громадам взять на себя финансирование старшей профильной школы, которая не будет отвечать требованиям, а следовательно, не получит финансирование от государства. Но далеко не все громады могут позволить себе такие затраты.
Однако идея переложить проблему на громады очень удобна для правительства — когда разъяренные родители будут взывать к МОН и даже офису президента: «Что же вы делаете, где учиться нашим детям?!», всегда можно кивать на местную власть: так а кто вам мешает?
Также авторы законопроекта предлагают выставить громадам жесткий дедлайн, чтобы они пересмотрели свою сеть лицеев и сформировали план ее реорганизации (проще говоря, определились, кого закрыть, а кого оставить). Этот план нужно подать в МОН на утверждение до 1 сентябрь 2025 года. А если план не будет подан либо же МОН его не одобрит, правительство (!) по представлению Министерства образования и науки создаст его самостоятельно и передаст громадам для выполнения.
И это плохой сигнал. Потому что такие решения не делаются на коленке в сжатые сроки — у громад очень мало времени для поиска эффективных решений. А еще потому, что сейчас школы ощущают дежавю. Расскажу почти анекдотическую историю. Дело в том, что в 2023 году громады уже составляли планы реорганизации сети лицеев, только по другим требованиям (о них речь шла выше — два класса на параллели и меньшая наполняемость). Их обязали к этому Переходные положения Закона «Об образовании», а также специально принятый закон об усовершенствовании механизмов формирования сети лицеев. И вот когда громады составили планы по этим нормам, затянули пояса и начали их выполнять, появился новый законопроект, который еще больше закрутит гайки требований к лицеям. «Они что, издеваются над нами? — говорил мне руководитель образования одного из регионов. — Делают реформу в реформе? Мы готовили предыдущий план, ездили по селам и городкам, рисовали схемы, совещались, и вот теперь все сначала, по новым правилам, да еще и на вчера?» А как правительство планирует штамповать планы для громад-нарушителей, я даже думать боюсь.
По замыслу авторов законопроекта, на выполнение планов реорганизации школ у громад есть время до 1 сентября 2027 года, когда официально начнется реформа в старшей профильной школе. За это время местная власть должна не только реорганизовать сеть школ, но и обеспечить лицеи должной материальной базой и разрешить кадровые вопросы. А они будут, кстати, не только в старшей школе.
Ведь еще одна идея законопроекта касается начальной школы: в Украине не должно быть привычных для нас школ, где можно пойти в 1-й класс и учиться вплоть до 12-го. Старшую профильную школу отделят от базовой или объединят с ней — 5–9-ми классами. Но ни при каких условиях она не сможет существовать вместе с начальной школой.
Вряд ли такие идеи радостно поддержат родители. Хотя решение об изменениях в школьной сети вступят в силу не просто завтра, а постепенно, родители малышей уже начинают волноваться, потому что неизвестно, когда новые идеи затронут именно их учебное заведение. А тем временем большие школы, где есть все классы с 1-го по 12-й, уже объявили о приеме в первый класс. Теперь родители, которые их выбрали, в подвешенном состоянии будут ждать решения парламента (законопроект еще даже не проголосовали). Не легче будет родителям, чьи дети уже учатся в начальной школе в составе большой школы — возможно, в скором времени им придется искать новое учебное заведение, и не факт, что оно будет рядом с домом. Таким образом встанет вопрос с подвозом ребенка в школу, что в нынешних условиях бывает сложно, учитывая воздушные тревоги. Да и где искать новую школу, ведь отделенные начальные школы еще не созданы, неизвестно, сколько их будет и где.
В принципе, идея отделить начальную школу не нова, в Украине были и есть такие школы. Эту идею также активно лоббировали в 2015–2019 годах, когда работали над новым Законом «Об образовании» и концепцией НУШ. Но тогда предполагалось, что начальная школа станет не просто отдельным учебным заведением в собственном помещении, а это будет специально созданная для малышей среда с площадками, игровыми комнатами и т.п. Однако после компромиссных переговоров и торгов радикальные требования не попали в текст Закона «Об образовании», он позволил существовать школам, где есть все классы с 1-го по 12-й.
Похоже, теперь пришла пора сдуть пыль со старых идей. Но вряд ли в государстве найдутся средства на специальное оборудование помещений начальной школы. Я уже слышала шутки педагогов по этому поводу: у нас просто будет одно помещение школы, где будут сидеть три директора — начальной, базовой и старшей профильной школы.
Думаю, смысл обособления начальной школы сейчас в том, чтобы она не попала под сокращение вместе с лицеями. Ведь к ней, как и к базовой школе 5–9-х классов, требования не изменились. И это означает, что громады будут иметь для своих детей (учеников 1–4-х классов) школы в пешей доступности от дома. Государство пока не ставит своей целью их сокращение, хотя и понятно, что они тоже очень дорого обходятся бюджету.
Вместо выводов
С одной стороны, можно понять мотивы государства, и в этом случае — парламентариев, которые внесли законопроект. Потому что сейчас стране очень нужно: а) отреагировать на запросы рынка труда; б) сэкономить средства, которых и так не хватает; в) продолжать какие-то движения в сторону реформ. Хоть и со скрипом и разочарованиями, а НУШ таки выходит на финишную прямую — к выпускным классам. В реформу вложены средства, в частности и международных партнеров (и немало), и мы просто не можем им теперь сказать: извините, ошибочка вышла. Нам после такого никто больше ничего не даст. Об имиджевых потерях вообще молчу. Так что движемся вперед по плану реформ и попутно латаем дыры. Хотя бы те, с которыми уже совсем неудобно грести. Вот, например, в старшей школе реформа еще даже не началась, а в начальной уже планируют пересматривать ее образовательные стандарты. Поэтому не стоит удивляться, что и планы реорганизации лицеев будут составлять уже повторно. Нам катастрофически не хватает в руководстве образованием профессиональных менеджеров, специалистов, которые видели школу не только в детстве.
Нужно ли перекраивать сеть школ? Да. Стоит ли это делать по одному для всех лекалу? Нет. То, что хорошо для большого города, может не сработать в маленьком селе. Поскольку реформирование сети лицеев повлияет на всю архитектуру системы образования, можно ли делать это второпях или вообще спускать как директиву от МОН? Конечно, нет.
В истории с законопроектом в который раз четко высветились проблемы системы образования. Ей не хватает системности и преемственности изменений, взвешенного подхода и принятия не столько хороших, сколько умных решений.
Неизвестно, примут ли этот законопроект и в каком виде, но, думаю, шансов у него много.