Уже на этой неделе парламент может принять закон, который наконец запустит полноценную реформу Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА). Соответствующий законопроект уже вызвал большой ажиотаж, но мы убеждены, что в нем намного больше позитивов, чем недостатков.
На прошлой неделе между главой комитета Верховной Рады по вопросам антикоррупционной политики Анастасией Радиной и главой АРМА Еленой Думой произошел настоящий спор, и это уже не первый такой случай. Все потому, что у народного депутата чем дальше, тем больше появляется вопросов к работе Агентства, в частности по управлению арестованными активами. Но глава института, к сожалению, не может дать на них прямые ответы.
Эта дискуссия не возникла ниоткуда. Вопрос укрепления состоятельности украинских антикоррупционных институтов остается в фокусе как отечественных экспертов, так и международных партнеров, а реформа АРМА в евроинтеграционных документах прописана как одна из основных. Причина этого заключается в том, что Агентству уже достаточно давно требуется существенная перезагрузка. Несмотря на то, что АРМА работает уже более восьми лет, до сих пор остаются серьезные вопросы к эффективности его работы, — собственно, их и формулирует глава антикоррупционного комитета, депутаты которого должны стать двигателем для дальнейшей реформы.
Градус дискуссии повысился еще и потому, что соответствующий закон должны принять уже очень скоро, ведь времени для выполнения Ukraine Facility в этой части не так много. Сейчас парламент готовится к рассмотрению во втором чтении законопроекта №12374-д, направленного на реформирование АРМА.
Почему эта реформа настолько важна для всех? И что изменится после принятия этого долгожданного закона?
Почему реформа АРМА актуальна
Дело в том, что Агентство, созданное именно для розыска и управления арестованными активами, к сожалению, полноценно не выполняет ни первую, ни вторую функции. И это не пустые слова.
В начале 2025 года Счетная палата в своем отчете зафиксировала, что 80% определений о передаче активов в АРМА не выполнены. Это означает, что активы на значительную сумму средств не приняты в управление Агентством и, что, вероятнее всего, продолжают приносить доход своим собственникам — тем самым фигурантам уголовных дел.
Не менее важно и то, что отсутствие надлежащего управления активами создает дополнительные долги для государства. Если арестованное имущество испортится, будет разрушено или украдено, государство в случае снятия ареста вынуждено будет компенсировать собственникам их потери.
Кроме этого, по расчетам Счетной палаты, с 2022-го до середины 2024 года государство уже недополучило от управления активами как минимум 850 млн грн, хотя эта цифра может быть значительно больше.
Также ни разу не проводился независимый внешний аудит эффективности деятельности АРМА, как это предусмотрено в других органах антикоррупционной системы. А конкурс на главу Агентства в значительной степени политизирован и, к сожалению, не сосредоточивается на оценке профессиональности и добропорядочности кандидатов.
Результаты мы уже можем увидеть, в частности, в тех же откровенно манипулятивных ответах главы АРМА.
Что не так с нынешним подходом к управлению арестованным имуществом
У нынешней системы управления арестованными активами есть несколько существенных недостатков.
- Неэффективные конкурсы по поиску управляющих. Так, по системе Prozorro можно установить, что в прошлом году АРМА объявило 36 конкурсов, и из них статус «завершенная закупка» имеют только 13. Как следствие, заключено всего десять договоров управления.
- Непрозрачный и продолжительный процесс отбора управляющих. Сам старт процесса отбора управляющих может занять до 524 дней, а большинство конкурсов неконкурентны — на них приходит очень мало потенциальных управляющих.
- Хаос в учете арестованных активов. Сейчас открыт доступ к реестру арестованных активов, но в нем вы не найдете информацию, действительно необходимую для общественного мониторинга, — актуальный статус активов, условия договоров управления активами, результаты проверок эффективности управления.
Манипуляции с данными
В уже упомянутой нами публичной дискуссии глава антикоррупционного комитета Анастасия Радина приводит многочисленные примеры искажения информации АРМА. Несмотря на одобрение законопроекта комитетом по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, АРМА заявило, что документ «не соответствует европейским обязательствам», приписав комитету учесть «рекомендации АРМА».
Еще более вопиющим стал случай манипуляции с финансовыми показателями Агентства. В январе 2025 года на заседании комитета АРМА отчитывалось о доходах от управления активами в сумме «немногим более 2 миллиардов гривен». А уже через две недели эта цифра внезапно выросла до 12 млрд грн — без каких-либо объяснений, откуда взялись еще 10 млрд. И это тогда, когда, по данным официальной отчетности АРМА, его доходы от управления активами за 2024 год составляли 1,2 млрд грн.
В ответ на публичную критику глава АРМА прибегла к очередным манипуляциям, пытаясь оправдать расхождения в цифрах. Она включила в доходы арестованные активы (а не только доход от управления ими), хотя это абсолютно разные показатели, с правовой точки зрения. Примечательно, что документы, на которые ссылается Анастасия Радина, четко разделяют эти понятия, а на своей странице в Facebook от 31 декабря 2024 года Елена Дума сама указывала сумму дохода в 2,14 млрд грн, что подтверждает манипулятивный характер заявлений о 12,3 млрд.
И самое большое возмущение как главы антикоррупционного комитета, так и других нардепов вызывает попытка АРМА скрыть реальное положение дел за грифом «для служебного пользования». Такие действия демонстрируют системный подход Агентства к манипулированию данными с целью создать иллюзию эффективной работы Агентства.
Что же изменит законопроект №12374-д
Законопроект, доработанный антикоррупционным комитетом ко второму чтению, предлагает ряд фундаментальных изменений в работе АРМА.
1. Новая модель управления.
Активы будут разделяться на простые (денежные средства, единичное движимое или недвижимое имущество, активы, которые могут быть переданы в пользование без особых мер) и сложные (единые имущественные комплексы, активы, требующие организации хозяйственной деятельности, лицензированной деятельности, корпоративные права и т.д.).
При этом для разных типов активов нардепы предлагают разные механизмы отбора управляющих:
- для простых активов: двухэтапный отбор — сначала предварительная квалификация участников, а потом аукцион через Prozorro, где победителем становится тот, кто предложит самое низкое вознаграждение;
- для сложных активов: отдельная процедура отбора через специальную комиссию, в которую будут входить представители не только АРМА, но и бизнес-омбудсмена, Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Минэкономики и Минюста, что должно стать предохранителем от злоупотреблений;
- вводится механизм «управляющего последней надежды» для активов, не нашедших своего управляющего по стандартным процедурам.
2. Прозрачность и контроль.
Законопроект усиливает требования к отчетности АРМА. Отныне Агентство будет подавать не только годовые, но и квартальные отчеты по управлению активами.
Также существенно расширится публичная часть Единого реестра арестованных активов — там появится детальная информация о состоянии управления, доходах от активов и расходах на их содержание. При этом контроль над эффективностью управления также станет жестче: документальные проверки будут проводить ежемесячно, а выездные — ежеквартально.
3. Защита от злоупотреблений.
Новый закон устраняет ряд возможностей для злоупотреблений. В частности, отменяется обязанность управляющего корпоративными правами российских или белорусских компаний согласовывать свои действия с собственником такого актива.
Также решится проблема конфликта интересов — появится правило, согласно которому конкуренты не смогут стать управляющими соответствующих бизнесов. Документ также четко определяет основания для расторжения договора управления, включая конфликт интересов управляющего с собственником и попытки отчуждения активов.
4. Планирование и оценка.
Процедура управления активами станет более продуманной, ведь будет введен этап идентификации актива перед передачей в АРМА. Это поможет заранее определить возможность эффективного управления и сохранения экономической стоимости имущества.
АРМА будет составлять ориентировочный план управления для каждого актива с детальным анализом рисков, потенциальных доходов и ожидаемых результатов. В законе устанавливаются четкие сроки для всех этапов процесса — от принятия актива до определения управляющего, что минимизирует бюрократические задержки.
Почему важно принять этот законопроект
Реформа АРМА является частью обязательств Украины по Ukraine Facility Plan, которые должны быть выполнены до конца марта 2025 года.
Но, кроме выполнения международных обязательств, принятие закона будет иметь и практические последствия, в частности из-за уменьшения потерь бюджета, справедливости для бизнеса, прозрачности процесса и эффективного использования арестованных активов с их сохранением.
В целом же законопроект №12374-д призван качественно изменить систему управления арестованными активами в Украине, сделав ее прозрачной, эффективной и выгодной как для государства, так и для бизнеса. Своевременное принятие этого закона не только поможет Украине выполнить международные обязательства, но и значительно усилит систему управления арестованными активами, превратив ее из бремени в источник дохода для государства.
Но, как видим, реакция самого Агентства на эти изменения очень неоднозначная. И это печально, ведь, несмотря на заявления главы АРМА о том, что с ее приходом институт уже начал реформироваться, реальные показатели свидетельствуют о другом.