"Стратегическая неопределенность" США в отношении Тайваня больше не сработает — FT
"Стратегическая неопределенность" США в отношении Тайваня больше не сработает — FT

"Стратегическая неопределенность" США в отношении Тайваня больше не сработает — FT

"Стратегическая неопределенность" США в отношении Тайваня больше не сработает — FT

Вашингтон должен четко заявить Пекину о последствиях возможного нападения на Тайбэй.

В течение десятилетий США полагались на политику "стратегической неопределенности" для сдерживания риска войны в Тайваньском проливе. Сознательно оставляя неопределенным то, как Вашингтон отреагирует на возможное нападение Китая на Тайвань, США пытались таким образом сдержать Пекин от вторжения на Тайвань, а Тайбэй — от официального провозглашения независимости. В течение большей части периода после холодной войны этот подход был успешным. Но сейчас все изменилось, пишет FT.

На фоне "атаки" администрации президента США Дональда Трампа на сложившийся после Второй мировой войны мировой порядок стратегическая неопределенность больше не является устойчивой или эффективной политикой. Новые рамки, объединяющие стратегическую ясность с комплексным подходом к поддержанию мира в Тайваньском проливе, необходимы для того, чтобы предотвратить перерастание так называемой тактики давления в серой зоне в открытую войну, пишет в статье для FT бывший заместитель помощника министра обороны США по делам Восточной Азии Майкл Шиффер.

Десятилетиями в Тайваньском проливе сохранялся хрупкий статус-кво, стабильность которого обеспечивалась военным присутствием Штатов. Но эта стабильность разрушается под ростом давления Китая, с одной стороны, и решительностью Трампа перекроить мировую политику, с другой.

В последние годы Китай постоянно усиливает свою кампанию давления против Тайваня. Участились случаи вторжения китайских военных самолетов в зону идентификации тайваньской противовоздушной обороны, Пекин неоднократно проводил масштабные учения вблизи острова. В то же время Китай усилил и дипломатическое давление на Тайбэй.

"Надежды" Вашингтона на стратегическую неоднозначность больше не сдерживают все более агрессивное поведение Пекина и США плохо подготовлены к тому, чтобы предотвратить опасный просчет. Китай реализует комплексную стратегию в отношении Тайваня, объединяющую дипломатическую изоляцию, экономические связи, кампании политического влияния, культурные нарративы и военное запугивание.

Оставаясь чрезмерно сосредоточенными на военном сдерживании, США пытаются соответствовать многомерному подходу Пекина. Для того чтобы стабилизировать отношения в Тайваньском проливе, Вашингтон должен дополнить свою военную позицию экономическими, дипломатическими и информационными инициативами.

Сегодня Тайвань является ключевым центром производства полупроводников, производя более 60% микросхем в мире и подавляющее большинство современных полупроводников. Неопределенность, не говоря уже о потенциальной войне, которая разрушит эту отрасль, будет иметь серьезные глобальные последствия. И вне полупроводников, центральная позиция Тайваня в высокотехнологичных цепях поставок повысила экономическое значение острова. США не могут позволить себе полагаться исключительно на военное сдерживание для защиты столь важных экономических интересов.

Внешняя политика Штатов в первые дни работы второй администрации Трампа еще больше усугубила риски в этой сфере. Неоднозначные высказывания Трампа о полупроводниковой промышленности Тайваня вызвали беспокойство в Тайбэе и ободрили Пекин. Между тем непоследовательная поддержка Украины со стороны США при администрации Трампа, антагонизм в отношении европейских союзников Америки, “территориальные амбиции” в отношении Гренландии, Панамского канала и даже Канады подорвали доверие к широким обязательствам Вашингтона по защите демократических партнеров, международных институтов и норм.

В этом контексте стратегическая неоднозначность больше не сдерживает агрессию, а побуждает к просчетам. Четкость, напротив, может восстановить сдерживание, подчеркивая потери, которые понесет Китай, если прибегнет к агрессии или принуждению против Тайваня.

Переход к "стратегической четкости" не требует от США отказа от политики "одного Китая", выхода из совместных с Пекином коммюнике или подрыва закона об отношениях с Тайванем. Штаты могут поддерживать эти дипломатические "основы", одновременно четко очерчивая последствия принудительных действий или военной агрессии со стороны Пекина.

По мнению обозревателя, США должны четко заявить, что любая попытка Китая принудить Тайвань к "воссоединению" военными средствами или с помощью экономического принуждения будет иметь серьезные последствия. Это даст сигнал Пекину, что агрессия получит решительный и скоординированный ответ без пересечения красных линий Китая путем формального признания Тайваня как независимого государства. В то же время, Вашингтон должен активно укреплять дипломатические позиции Тайваня, расширять экономические связи с островом и усиливать взаимодействие с региональными партнерами для укрепления безопасности Тайбэя.

Приняв политику стратегической четкости США могут сдерживать конфликты, восстанавливать региональную стабильность и защищать мировую экономику. Неопределенность когда-то служила поддержанию мира в Тайваньском проливе, но сегодня для его сохранения необходима ясность, отмечает издание.

Китай считает Тайвань своей территорией и никогда не отказывался от возможности применения силы, чтобы взять остров под свой контроль. Штаты, несмотря на отсутствие официальных дипломатических связей с Тайванем, являются ключевым партнером острова и поставщиком оружия. Пекин традиционно критикует Вашингтон за поддержку Тайваня.

Источник материала
loader
loader