Недавно США свернули финансирование Йельской лаборатории гуманитарных исследований (ЛГИЙ), которая собирала информацию, в частности, о депортированных РФ украинских детях. Чем занималась эта организация, рассказала эксперт эксперта Регионального центра прав человека Екатерина Рашевская.
По ее словам, из информации в публичном доступе складывается впечатление, что единственным фокусом ее деятельности были украинские дети и все 26 миллионов долларов потратили только на эти усилия. На самом деле эксперты документировали и анализировали — о чем говорится в соответствующих отчетах — значительное количество других преступлений россиян и нарушений международного гуманитарного права в Украине, например, фильтрационные лагеря и навязанное российское гражданство, депортацию, принудительное перемещение и лагеря перевоспитания, в которые также отправляли украинских детей.
Другой документ, известный как отчет об усыновлении украинских детей, касается насильственной передачи наших детей в российские семьи, он наделал много шума в декабре прошлого года. Правда, там не всегда речь шла об усыновлении, чаще об установлении противоправной опеки.
В ЛГИЙ была также значительная адвокационно-коммуникационная составляющая. Эксперты принимали участие в заседаниях Совета безопасности ООН, в различных конференциях, мероприятиях, лекциях. Отчеты лаборатории были переданы в Международный уголовный суд (МУС) для привлечения виновных лиц к ответственности. Некоторую информацию передавали и органам власти Украины.
"Но тут я хочу подчеркнуть: это был двусторонний процесс. Украинские органы власти также передавали для исследования информацию, не носившую чувствительный или секретный характер, — отмечает Рашевская. — Также сведения передавали украинские неправительственные организации, в частности Региональный центр прав человека и "Альменда". Иногда даже без ссылки на эту информацию в отчетах".
Декабрьский отчет ЛГИЙ сопровождался информационной кампанией, что удалось идентифицировать более 300 детей. Они числились в российской федеральной базе данных как лишенные родительской опеки.
"Эта информация будет передана, чтобы содействовать возвращению украинских детей и привлечь к ответственности виновных лиц. Насколько мне известно, некоторую информацию наши компетентные органы власти не получили до сих пор. Теперь, учитывая ограничение доступа экспертов лаборатории к базе данных, вообще неизвестно, получим ли мы эту информацию именно от них, — рассказывает спикер. — Хотя владельцами и распорядителями этой информации являются США, соответствующие компетентные правительственные институты. И чтобы получить эти сведения, государство Украина может обратиться к государству-партнеру, являющемуся членом Международной коалиции за возвращение украинских детей".
Больше об этом читайте в интервью Екатерины Рашевской с редактором отдела социум Аллой Котляр сегодня в 17:00 на ZN.UA.