В четверг, 27 марта, федеральный судья в Вашингтоне Джеймс Боасберг обязал ряд чиновников администрации президента США Дональда Трампа, которые были участниками секретного чата в Signal, где обсуждались детали атаки Штатов на Йемен, сохранить все сообщения, которыми они обменивались в приложении в течение предшествующих ударам дней — с 11 по 15 марта, сообщает NYT.
Решение судьи Боасберга стало ответом на иск, поданный на этой неделе некоммерческой наблюдательной группой American Oversight, обвинившей команду национальной безопасности Трампа в нарушении федеральных законов о государственной тайне из-за использования Signal для обсуждения крайне "чувствительной темы" атаки на повстанцев-хуситов в Йемене.
Решение касается высших должностных лиц администрации, включая советника Трампа по национальной безопасности Майкла Уолтца, министра обороны Пита Хегсета, директора Национальной разведки Тулси Габбард, государственного секретаря Марко Рубио и вице-президента Джей Ди Вэнса.
Такой судебный приказ стал первым признаком того, что некоторые из привычных каналов подотчетности все еще работают после того, как высшие должностные лица администрации Трампа совершили возможное нарушение оперативной безопасности, а генеральный прокурор США Пэм Бонди дала понять, что Министерство юстиции вряд ли будет расследовать это дело.
Бонди, выступая в программе на телеканале Fox News в четверг вечером, раскритиковала судью Боасберга, заявив, что его необходимо отстранить от дела Signal.
На слушании в четверг Боасберг четко дал понять, что издал соответствующий приказ о сохранении сообщений, чтобы быть уверенным, что ни одно из сообщений в чате не было потеряно, а не потому, что пришел к выводу о неправильности действий чиновников администрации Трампа.
American Oversight, часто пытающаяся получить информацию от правительства на основании Закона о свободе информации, заявила, что использование чиновниками администрации приложения Signal для обсуждения планов атаки нарушает Федеральный закон об архивах, требующий сохранения официальных сообщений чиновников ведомств.
Судья Боасберг еще не определил, действительно ли было совершено нарушение.
Иск, поданный American Oversight, был превентивной мерой, чтобы гарантировать, что полный объем сказанного в групповом чате не будет удален.
Министерство юстиции заявило, что один из участников чата министр финансов США Скотт Бессент уже передал свою версию сообщений. В Пентагоне сказали, что у Хегсета попросили полную копию сообщений в чате, но неясно, были ли записи переданы.
Трамп тем временем заявил, что якобы статистически невозможно, чтобы судья Боасберг получил не только дело о чате Signal, но и другие важные дела, связанные с Трампом. Среди этих дел — иск о депортации десятков венесуэльских иммигрантов из США без слушаний или какой-либо другой формы надлежащей правовой процедуры.
Сам Боасберг объяснил, что его назначили рассматривать дело Signal путем обычного процесса случайного отбора из 24 судей округа.
Трамп и его союзники призывали к импичменту судьи Боасберга за решение, которым он приостановил действие указа о депортации иммигрантов по закону военного времени.
Обнаружение того, что высокопоставленные должностные лица администрации Трампа не только обсуждали в Signal военный удар по Йемену, но и случайно добавили в чат главного редактора The Atlantic журналиста Джеффри Голдберга, шокировало истеблишмент национальной безопасности США.
Трамп, на фоне инцидента, поддержал советника по национальной безопасности, выразив уверенность в своей команде. Администрация Трампа отрицает, что в чате обсуждалась секретная информация. Между тем активизировались призывы к расследованию разглашения конфиденциальной информации о национальной безопасности в приложении Signal из-за опасений, что инцидент может иметь серьезные последствия.