/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2Fdce93645f536058d8f29683515a86b73.jpg)
Потеря конкурентоспособности и минус 96 миллиардов ВВП: эксперт рассказал о последствиях повышения тарифа "Укрзализныци"
«Укрзализныця» является монопольным перевозчиком в нашей стране и играет ключевую роль в экспорте, поэтому ее тарифы оказывают прямое влияние на конкурентоспособность нашей продукции. В такой ситуации повышение тарифов – это удар как по нашим позициям на мировых рынках, так и по ВВП.
Об этом заявил начальник управления внешних проектов Офиса СЕО Группы "Метинвест" Сергей Скорбун.
По его словам, 60% грузов в Украине перевозит именно «Укрзализныця»: в мире немного стран, где железная дорога играет такую важную роль. Для металлургов железная дорога в принципе является базовым видом транспорта, так как обеспечивает массовые перевозки тяжелых грузов – руды, уголь, известняк и металлопродукцию. И именно металлурги формируют около 40% грузовой базы "Укрзализныци".
«Она оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экспортеров. От стоимости логистики и энергоресурсов напрямую зависит, можем ли мы экспортировать эту продукцию, становимся ли неконкурентоспособными – и, соответственно, «Укрзализныця» ничего не перевозит», – отметил он.
Таким образом, от работы «Укрзализныци» напрямую зависит, насколько Украина будет конкурентоспособна как государство, подчеркнул Скорбун. Потому что сейчас страна имеет $30 млрд отрицательного торгового сальдо – экспортирует на 40 млрд, а импортирует на 70 – и если бы не внешняя помощь, страна столкнулась бы с чрезвычайными макроэкономическими шоками.
Также он представил результаты исследования, которое сделала «Укрпромвнешэкспертиза» по заказу Укрметаллургпром. Согласно исследованию, если «Укрзализныця» повысит тарифы на грузы на 37%, как предлагает, это в перспективе приведет к падению ВВП на 96 миллиардов грн, а доходов бюджета — на 36 миллиардов. А сама «Укрзализныця» потеряет до 15% имеющейся грузовой базы, что будет иметь для нее долгосрочные негативные последствия.
«Это значительное повышение и для аграриев, и для нас. У аграриев балансирующая статья – это удобрения: если у них меньше денег, они меньше потратят на удобрения. Это приведет к снижению урожайности, а соответственно «Укрзализныця» потеряет грузы. В металлургической отрасли так же: у нас одно предприятие – Ингулецкий ГОК – уже остановлено полностью. Есть предприятия, работающие на минимальной загрузке. Насколько нам известно, АрселорМиталл Кривой Рог работает на одной доменной печи из трех. Крупнейший производитель аглоруды в Украине находится в преддефолтном состоянии. Можно ли в таких условиях еще повышать тариф? Вопрос риторический», – подчеркнул Сергей Скорбун.

