После выводов Секретариата Конгресса региональных и местных властей Совета Европы законопроект №4298 о местных государственных администрациях, которым вводится государственный надзор за органами местного самоуправления, был в очередной раз переписан, а ряд замечаний Ассоциации городов Украины и экспертов были учтены. Однако сохранился ряд норм, которые могут закрепить авторитарные тенденции в стране, заявил глава Центра политико-правовых реформ (ЦППР) Игорь Колиушко в интервью редактору отдела внутренней политики Инне Ведерниковой.
Колиушко отметил, что в конце 2023 года в законопроект вернули норму о статусе государственных служащих. Однако комитет Верховной Рады увидел проблему в "префектурности", специально закладываемой. По его словам, эти статьи были изъяты из проекта закона, в то же время в него вернули 13 статей из действующего закона об отраслевых компетенциях МГА
"В итоге, как говорят, на ствол плодового дерева привили несъедобный фрукт. Эти статьи нарушили логику и структуру законопроекта. Его ценность для меня полностью исчезла. Его принятие не давало ничего — даже нормального нового закона, в который в перспективе можно вносить изменения", - объясняет Колиушко.
Он указывает, что поэтому он, как и Ассоциация городов Украины, подверг критике вышеупомянутые статьи.
Автор статьи отмечает, что в последней версии законопроекта №4298 отраслевых статей уже нет и были учтены многие предложения АГУ. Колиушко отметил, что предложения были учтены в результате давления Европейского Союза.
"Текст в который раз в закрытом режиме переписали: эти вставленные статьи действительно изъяли, но записали в переходных положениях, что они продолжают действовать в старом законе после вступления в силу нового. До принятия нового закона о разграничении полномочий", - отмечает эксперт.
По мнению Колиушко, в этом решении есть как минусы, так и плюсы. По его словам, с одной стороны, редакция существующего законопроекта лучше предыдущей и ее можно уже принимать, а через год-два — вносить изменения. В то же время он отмечает, что с другой стороны, переходное положение может остаться навсегда.
"На десятки лет сохранить действие того, что есть сегодня, — того, что сформировалось фактически в условиях войны. В условиях, когда одной из задач было максимально сконцентрировать власть в руках областных государственных администраций, минимизировать затраты на них и в целом на систему управления", - объясняет он.
Инна Ведерникова обращает внимание на то, что закон о разграничении полномочий (который должен устранить вышеупомянутые риски) должны по плану принять за год, а закон о МГА вступает в силу через год после завершения действия военного положения (в лучшем случае — не раньше мая 2026 года). Автор пишет, что это означает, что накладки не будет, и риск застрахован.
Но Колиушко отмечает, что происходит закономерная эрозия из-за длительного периода функционирования общества в условиях военного положения и затягивания войны.
"Не только правового порядка в сфере управления, но и управленческой культуры. Все начинают мириться с тем, что все должно быть упрощенно, что все решения принимаются где-то «на верхах», централизованно — потому что так якобы нужно для военного положения. И к этому все привыкают. А следовательно, этот риск не застрахован", - отмечает он.
Ведерникова указывает, что у Ассоциации городов Украины есть аргументы для сопротивления принятию этого законопроекта с акцентом на рисках тотальной централизации власти, в частности, и через внедрение в громадах военных администраций.
Глава Центра политико-правовых реформ заявил, что военные администрации предусмотрены только во время действия военного положения, однако сейчас власть злоупотребляет этим инструментом в громадах и, по его словам, сделала этот инструмент по сути политическим. Колиушко отметил, что военно-гражданские администрации, которыми некоторые хотят заменить военную администрацию после завершения военного положения, вообще не являются конституционными.
"По своей природе она была предусмотрена и разрешена исключительно в областях, которые были разделены линией фронта. Согласно действующему закону, там не только определяется общий статус таких администраций — там также работают военнослужащие, которые остаются в штате воинских частей, откуда они прикомандированы. Других лиц нанимает объединенное командование и так далее. Все это подстроено под военную ситуацию и обеспечение функционирования Вооруженных сил на соответствующей территории", - объясняет он.
По его словам, пока это касалось только двух областей — Донецкой и Луганской. Однако он отмечает, что сейчас некоторые хотят принять закон в новой редакции о военно-гражданских администрациях, чтобы разрешить их создание по всей территории Украины. Колиушко утверждает, что "это уже полностью переворачивает все с ног на голову".
Инна Ведерникова отмечает, что кроме усиления централизации добавляется еще и надзор.
"Есть много симптомов того, что в офисе президента все больше привыкают к функционированию в условиях военного положения — и что это им, откровенно говоря, нравится. Создание военных администраций в городах Нетешин и Вараш — ну, это уже просто не укладывается ни в какие рамки. Никакого публичного объяснения не было. А настоящая причина в том, что в этих громадах большие бюджеты, есть "лишние" деньги. И эти средства кому-то нужно контролировать", - подчеркивает Колиушко.
Но эксперт отмечает, что, несмотря на критику, он никогда не призвал парламентариев не голосовать за этот законопроект.
"Если его примут в нынешней редакции — хуже не станет. Просто не станет и лучше. Но останется шанс на его усовершенствование в будущем", - добавляет он.
При запуске реформы децентрализации предполагалось, что на первом этапе в Конституцию Украины будут внесены изменения в создание исполнительных органов областных и районных рад. Однако такие изменения не были внесены из-за недостаточности политической воли. В то же время власти решили принять новый переходный закон о местных госадминистрациях, который должен внедрять надзор за органами местного самоуправления. Игорь Колиушко подчеркнул, что госнадзор за ОМС нужно вводить срочно, поскольку они не всегда соблюдают закон.