Больше денег на оборону. Политические дрязги на Тайване угрожают обороноспособности острова
Больше денег на оборону. Политические дрязги на Тайване угрожают обороноспособности острова

Больше денег на оборону. Политические дрязги на Тайване угрожают обороноспособности острова

Уутверждать крупные закупки американского оружия и планы правительства по развитию местного оборонного потенциала должен законодательный орган Тайваня. Но в нем доминируют партии, дружественно настроенные по отношению к Китаю — и это проблема.

Основные оппозиционные партии Тайваня поддерживают политику президента Лая Чинг-тэ по увеличению расходов с примерно 2,45% ВВП до более чем 3%, но в последнее время они не отказывают себе в играх в политику, затрагивающих оборонный бюджет. Об этом пишет в своей статье, которую перевел Фокус, журналистка The Economist Джейн Рикардс.

Поскольку Дональд Трамп потребовал от европейских союзников Соединенных Штатов увеличить расходы на оборону до 5% ВВП, а Тайвань окажется на передовой в войне с Китаем, США вряд ли сочтут эти 3% достаточным.

Элбридж Колби, выдвинутый Трампом на пост заместителя министра оборонной политики, заявил на слушаниях в Сенате 4 марта, что Тайвань должен тратить 10% своего ВВП "или хотя бы что-то около того".

Высшие эшелоны правящей Демократической прогрессивной партии Тайваня говорят, что они поняли сигнал Трампа и рады потратить деньги на новые вооружения. "Мы получили это послание и будем более чем рады поговорить об укреплении нашей обороноспособности", – сказала бывший президент Тайваня Цай Ин-вэнь в интервью The Times.

Лай Циндэ победил на выборах в прошлом году, получив около 40% голосов, что дало ему контроль над исполнительной властью. Но на параллельных выборах в законодательный орган его независимая ДПП (Демократическая прогрессивная партия) уступила большинство в 113-местном парламенте Гоминьдану и его младшему союзнику, Тайваньской народной партии.

Президент Тайваня Лай Циндэ
Фото: Lai Ching-te/X

С тех пор правительство и законодательный орган враждуют. Лай мало что сделал для достижения компромисса, а Гоминьдан и ТНП часто чинили препятствия. Не предоставляя доказательств, ДПП утверждает, что за этими препятствиями стоит Пекин, а оппозиционные законодатели называют Лая диктатором.

В законодательной палате не раз происходили драки (настоящие драки, с ударами, толчками и пинками) и протесты на улицах. Исполнительная власть отклоняла законопроекты, принятые законодательным собранием, и возвращала их в парламент для повторного рассмотрения. Конституционный суд Тайваня, важный демократический институт, обладал единственным правом законодательного контроля и мог выступать в качестве арбитра. Но из-за одного законопроекта, протащенного через парламент оппозицией, работа суда была временно парализована.

Самое тревожное событие произошло в конце января, когда через несколько часов после инаугурации Трампа законодатели проголосовали за сокращение и замораживание части расходов на оборону Тайваня до 2025 года. Законодатели сократили 60% бюджета министерства обороны на рекламу, которая имеет решающее значение для рекрутинга. Они также заморозили половину бюджета программы подводных лодок, 30% расходов на военные операции и финансирование индустриального парка беспилотников.

Александэр Хуанг, директор департамента международных отношений Гоминьдана, говорит, что оппозиционные законодатели сократили около 1,3% от предложенного Лаем оборонного бюджета в размере 647 миллиардов тайваньских долларов (30,8 миллиарда австралийских долларов), который изначально был на 6,6% больше, чем в прошлом году. После сокращения рост составит 5,2%, при этом инфляция в 2025 году ожидается на уровне 2%. Хуанг отмечает, что замороженные средства будут выделены, как только соответствующие правительственные агентства представят отчеты в законодательные органы, и парламентарии убедятся в эффективности и прогрессе оборонных проектов.

Тем не менее, имиджевый ущерб уже нанесен. На слушаниях Колби два американских сенатора раскритиковали инициативу тайваньского законодательного органа по сокращению расходов на оборону. Сенатор-республиканец Дэн Салливан обвинил Гоминьдан в "игре с огнем", а сам Колби счел это глубоко тревожным.

На протяжении последних двух десятилетий многие американские политики убеждали Тайвань тратить на оборону 3% ВВП, но он так и не достиг этой цели. Когда Цай Ин-вэнь пришла к власти в 2016 году, расходы на оборону составляли всего 1,82% от ВВП, хотя в 2023 году она увеличила их до 2,17%. К тому же в течение многих лет бюджет использовался не так эффективно, как мог бы. Например, до прошлого года призывная служба длилась всего четыре месяца, а обучение широко критиковали за несерьезность и сходство с летним лагерем.

Бывший президент Тайваня Цай Ин-вэнь,
Фото: Global Times

В этом году Лай планирует принять дополнительный специальный бюджет, чтобы увеличить расходы на оборону с 2,45% до более чем 3% ВВП. Дополнительный бюджет, который, вероятно, будет потрачен на американское оружие, чтобы продемонстрировать Трампу решимость Тайваня, все еще нуждается в законодательном утверждении. В то время как основные представители Гоминьдана и ТНП поддерживают увеличение расходов на оборону, некоторые представители оппозиции, настроенные про-китайски, вероятно, будут возражать.

Перепалка между Трампом и украинским лидером Владимиром Зеленским усиливает антиамериканизм в некоторых кругах на Тайване, особенно среди прокитайских политиков Гоминьдана. Фу Кун-чи, председатель законодательной фракции Гоминьдана, имеющий тесные связи с официальными лицами Пекина, указал на то, как Трамп публично пожурил Зеленского, и сказал, что Лай может быть следующим на очереди.

"Действительно ли мы должны тратить 10% ВВП Тайваня, или 2,86 триллиона тайваньских долларов, на вооруженные силы? Способен ли тайваньский народ выдержать это?" – сказал он в интервью китайскому изданию United Daily News.

Политологи также предсказывают, что в краткосрочной перспективе будет практически невозможно довести оборонный бюджет Тайваня до 8 или даже 5%.

Хуанг из Гоминьдана, который также является авторитетным военным аналитиком, отметил, что общие расходы государственного бюджета Тайваня обычно составляют от 12 до 13% ВВП, а это значит, что 8% ВВП составят около двух третей нынешних государственных расходов Тайваня.

Хуанг добавил, что политикам всего политического спектра Тайваня, включая представителей ДПП, будет трудно завоевать голоса избирателей, если они предложат увеличить расходы и повысить налоги.

Эндрю Янг, бывший заместитель министра обороны от Гоминьдана, назвал цель по расходам на оборону в размере 5% ВВП "невыполнимой миссией".

Янг, имеющий обширные связи, утверждает, что некоторые влиятельные люди в Вашингтоне обеспокоены политическими разногласиями на Тайване. По словам Янга, для Тайваня важнее всего убедить Вашингтон в том, что обе стороны достигли консенсуса по вопросам обороны, чтобы исполнительная и законодательная власти могли сосредоточиться на распределении ресурсов. Но хотя Тайваню не занимать решимости защищать себя, пока что политические дрязги лишь осложняют эту задачу.

Об авторе

Джейн Рикардс – журналистка и постоянный автор журнала The Economist, живущая на Тайване с 2004 года.

Теги по теме
безопасность
Источник материала
loader