Деньги под ногами: почему мы до сих пор не мобилизовали миллиарды?
Деньги под ногами: почему мы до сих пор не мобилизовали миллиарды?

Деньги под ногами: почему мы до сих пор не мобилизовали миллиарды?

Деньги под ногами: почему мы до сих пор не мобилизовали миллиарды?

Украина воюет с агрессором, на стороне которого также ресурсы оси зла. Именно поэтому в войне на истощение каждая гривня в военный бюджет — это усиление экономической устойчивости и спасение жизней наших защитников. Ведь именно обеспечение фронта и тыла повышает наши шансы достичь справедливого мира с наказанием врага за геноцидную войну. Когда в РФ в экономике трещины, то у нас должна быть стратегия экономической стабильности в условиях рисков снижения поддержки западными партнерами. Но где искать ресурс для победы?

Повышение акцизов

Сеть АНТС собрала специалистов, чтобы проанализировать потери бюджета, вызванные задержкой в подписании уже принятых решений. Первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Ярослав Железняк привел яркий пример: «Украина теряет 25 млн грн ежедневно из-за отсутствия политического решения — президент долго не подписывал закон о повышении акцизов на табачные изделия (закон №11090), принятый Верховной Радой еще в декабре 2024 года».

После огласки президент наконец подписал этот закон 22 марта 2025 года. Но за период промедления государство потеряло свыше 1,9 млрд грн — эти средства уже могли бы работать на оборону.

Впрочем, аналогичная ситуация повторяется и с другими критически важными законами. В частности, уже более девяти месяцев подписи президента ждет законопроект №9559-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины о расширении полномочий органов местного самоуправления по поддержке сектора безопасности и обороны Украины», принятый ВР еще 18 июня 2024 года. Его подписание позволит громадам официально и эффективно направлять средства местных бюджетов на потребности ВСУ и других структур безопасности. В условиях войны такая поддержка должна поступать уже сейчас, а не оставаться предметом политического промедления. Так есть ли все же политическая воля? Увидим со временем.

Финансирование украинского ВПК

В Украине сегодня есть сотни компаний, способных производить современные дроны и вооружение. Но эти производственные мощности используются недостаточно: всего 37% из них загружены. Это означает, что 63% таких мощностей простаивают в то время, когда каждый беспилотник может спасти жизни или изменить ход боя.

Причина не в технологиях или качестве продукции — наши производители уже доказали свою эффективность. Проблема в том, что нет государственных заказов. А следовательно, нет финансирования. А отсутствие финансирования — это прямое следствие отказа собрать доступные внутренние ресурсы, в частности через те же акцизы или другие налоговые инструменты. Ирония в том, что подписание даже одного закона могло бы дать десятки миллиардов гривен, целевым образом направленных на разворачивание программы дронов. Вместо этого заводы стоят, а фронт недосчитывается необходимого оснащения. Это не проблема производства. Это — проблема политического решения. И утраченной возможности усилить нашу оборону своими силами.

Порядок на таможне — миллиарды в госбюджете

Таможня — одна из ключевых финансовых артерий государства. Она должна была бы ежемесячно приносить в бюджет миллиарды гривен. Но сегодня она работает в ручном режиме, без реального руководства, без реформ. Несмотря на требования МВФ, Всемирного банка и партнеров из США, реформа таможни остановлена. Министерство финансов не выполнило свою ключевую функцию — не создало даже конкурсную комиссию для избрания главы таможни. Из-за этого орган, который мог бы стать главным донором оборонного бюджета, ежемесячно теряет десятки миллиардов гривен.

И пока волонтеры закрывают дыры в обеспечении армии, государство теряет ресурс, который мог бы собрать за несколько подписей и политических решений. И эти потери, опять-таки, — это недокупленные дроны, незакрытые медицинские потребности, недоплаченные компенсации военным.

Возвращение украденного

САП и НАБУ доказали, что новые механизмы могут работать. Благодаря процессуальным соглашениям с подозреваемыми в бюджет уже возвращено более 2,5 млрд грн. Это не «договорняки», а результат жесткой системной работы с доказательствами, разоблачением схем и возмещением убытков. Соглашение заключается только после того, как собраны неопровержимые доказательства. И главное — эти средства идут на конкретные потребности, в первую очередь на дроны.

Инструмент работает. Его необходимо масштабировать, а не атаковать. К сожалению, одновременно с этим работает противоположный пример — АРМА. Агентство, которое должно было бы сохранять и управлять арестованными активами в интересах государства, превратилось в черную дыру. Заниженные оценки, сомнительные продажи, использование подставных компаний — все это привело к поступлению в бюджет копеек вместо миллиардов.

Замороженные активы агрессора

G7 ищет политическую волю для исторического решения оконфискации 300 млрд долл. замороженных российских активов, с процентов от которых уже закупается в том числе и украинское оружие. Поэтому должна быть четкая позиция Украины, всех официальных правительственных институтов о конфискации, и вместо того чтобы держать средства обездвиженными до окончания войны и выплаты Россией репараций, надо создать отдельный фонд для управления активами и направления их в более прибыльные отрасли, в частности в ОПК.

Международный центр украинской победы (ICUV), АНТС и десятки экспертов продолжают кампанию Make Russia Pay до тех пор, пока деньги не будут конфискованы. Это инструмент справедливости, наказания агрессора и восстановления справедливости для миллионов украинцев. Если эта компенсация не будет реализована, украинцы годами сами будут вытаскивать экономику из руин. И это на фоне того, что мы уже не используем существующие внутренние ресурсы. 2025 год будет последним относительно стабильным с точки зрения внешней помощи: по оценкам, мы получим около 50 млрд долл. для бюджета. Но уже в 2026-м — всего лишь 36 млрд долл. И это означает только одно: Украина должна научиться жить и воевать, осознавая риск снижения поддержки или промедления с помощью, как это было в 2024-м, когда Конгресс США более полугода не принимал решение о поддержке Украины. В идеале мы должны научиться генерировать доходы, чтобы финансово становиться все более независимыми.

Времени на промедление нет. Уже сегодня необходимо мобилизовать все возможные внутренние резервы: через налоговую реформу, возврат активов, демонополизацию государственного сектора. Мы не можем позволить себе терять еще миллиарды на бездеятельности, популизме или страхе принимать непопулярные, но необходимые решения. В Украине есть ресурсы. Мы просто не используем их. Пришло время действовать. Подписать закон об акцизах. Запустить таможенную реформу. Очистить АРМА. Поддержать внутреннее производство оружия. Добиться конфискации российских активов. И вернуть экономический национальный прагматизм.

Потому что мы не просто держим фронт — мы боремся за собственное будущее и будущее Европы. Украина имеет потенциал гарантера безопасности, выгрызая гарантии безопасности, и оборонного хаба Европы.

Источник материала
loader
loader