Мировые лидеры хором выражают свое неодобрение тарифами на импорт, объявленными президентом Дональдом Трампом, и угрожают ответить тем же, но пока британский премьер Кир Стармер осторожен. Стармер считает, что все это очень досадно, хотя "ничто не снимается с повестки дня".
Премьер-министр справедливо пытается уйти от главной роли в крахе международного экономического порядка — но что произойдет, если осторожные политики разойдутся с гневными настроениями общественности? Избегать преждевременной конфронтации с администрацией США — правильная позиция, но избиратели могут не выдержать столько подхалимства, считает Мартин Ивенс, редактор литературного приложения газеты Times.
Осторожная дипломатия на родине может восприниматься как робость. Во время первого официального визита в Вашингтон Кир Стармер сделал все возможное, чтобы угодить Трампу — в национальных интересах — предложив ему торжества государственного визита и гостеприимство в резиденции короля Чарльза III.
Обычно международные дела мало интересуют избирателей. Однако, по словам некоторых депутатов, поведение Трампа и вице-президента Джей Ди Вэнса, оказывавших давление на Владимира Зеленского в Белом доме, произвело впечатление на их избирателей. Опросы общественного мнения подтверждают, что популярность Трампа стремительно падает — соболезнования к более слабым и отвращение к обидчикам заложены в британском менталитете, добавляет редактор.
Трамп поставил всех основных британских политических лидеров в затруднительное положение. Хотя Стармер явно наслаждается ролью международного государственного деятеля, его левые и умеренно левые фракции раздражены необходимостью сохранять вежливость в отношениях с Белым домом.
"Депутаты от Лейбористской партии считают унизительным такое покорение своего лидера, особенно когда оно предусматривает сокращение зарубежной помощи и выплат для людей с инвалидностью, чтобы покрыть увеличение расходов на оборону — хотя это и необходимый шаг после угроз Вашингтона лишить финансирования НАТО. Активисты партии, которые чувствуют общественные настроения, будут призывать Стармера противостоять Трампу", — пишет Ивенс.
Даже Найджел Фарадж, лидер популистской партии Reform UK и иностранный приятель Трампа, иногда выглядит немного неловко. Уже сейчас его критикуют за мягкую позицию по отношению к России, и хотя связь с президентом США вряд ли повредит ему среди его преданных сторонников, его целевая аудитория — патриотические избиратели из рабочего класса, ранее поддерживавшие лейбористов и консерваторов — отвернуться от него, если США нанесут удар по Великобритании.
Разумным ответом на американские тарифы было бы соблюдение совета Джима О'Нила, бывшего главного экономиста Goldman Sachs и министра финансов, предлагающего, чтобы Великобритания начала срочные переговоры с другими странами "Большой семерки" по снижению торговых барьеров.
"К сожалению, когда начинаются торговые войны, здравый смысл быстро отходит на второй план. Стармер попытается договориться с Трампом, пока есть надежда, но со временем он может занять более критическую позицию, когда негативное влияние тарифов станет более очевидным. Риск заключается в том, что премьер-министр будет выглядеть либо как наивный оптимист, либо как марионетка", — подытожил редактор.
Напомним, что госсекретарь США Марко Рубио после разговора с министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Лэмми заявил, что США и Великобритания будут работать над миром в Украине. Американский дипломат также поблагодарил Великобританию за ее роль в укреплении обороны Европы и поддержке Украины.