Тормоз развития украинского ОПК — действующая система налогообложения
Тормоз развития украинского ОПК — действующая система налогообложения

Тормоз развития украинского ОПК — действующая система налогообложения

Тормоз развития украинского ОПК — действующая система налогообложения

Действующий налоговый режим не поощряет национальных производителей комплектующих к вооружению и делает их продукцию более дорогой по сравнению с импортируемыми аналогами. Кажется, налоговые стимулы должны работать как-то иначе…

Производитель и импортер товаров военного назначения хочет наращивать производство и развиваться. Для этого он нуждается в режиме благоприятствования, включающем и налоговые льготы тоже. Однако их дизайн может быть разным и, не поверите, далеко не всегда стимулирующим.

Ограничение рентабельности по государственному заказу для БПЛА (25%), проблемы с бронированием работников, устаревшие нормы стандартизации, нерыночные условия государственных контрактов, налоговый пресс — это далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается отечественный оборонный бизнес. Об этом и других проблемах, с которыми сталкиваются компании, выполняющие оборонные заказы, говорится в расследовании на тему «Налоговые стимулы: как украинцам не потерять свой рынок ОПК?», проведенном Советом бизнес-омбудсмена.

Авторы отчета признают, что большая часть льгот по НДС, введенных в период действия военного положения, в том числе в отношении товаров для нужд обороны, не соответствует положениям Директивы ЕС об общей системе налога на добавленную стоимость. Однако положениями Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС предусматривается, что сторона соглашения вправе предпринимать любые шаги, которые она считает необходимыми для обеспечения собственной безопасности, в частности, во время войны или для выполнения взятых на себя обязательств по поддержанию мира и международной безопасности.

Одна из таких льгот — освобождение от уплаты НДС. Да, она направлена на удешевление оборонных товаров, и, тем не менее, ее последствия для бизнеса не такие уж и однозначные. Так, если для покупателя это очевидная выгода, то для поставщика ситуация сложнее: если товар импортирован с уплатой НДС или изготовлен из комплектующих, приобретенных с НДС, то поставщик уже уплатил налог и отнес его сумму в налоговый кредит. После применения льготы этот кредит корректируется, что фактически нивелирует возможность компенсировать ранее уплаченный налог, создавая кассовые разрывы и снижая рентабельность операций.

Налоговое законодательство позволяет не корректировать налоговый кредит в части поставок товаров по госконтрактам в рамках оборонных закупок. Однако в операциях с льготными оборонными товарами вне государственных заказов, например, с поставляемыми за счет волонтерских фондов, положение поставщика менее выгодное. Промедление государства с решением проблем, волнующих оборонный бизнес, катализирует риски, связанные, например, с эмиграцией (релокацией) этого бизнеса за границу.

Действующий налоговый режим не способствует национальным производителям комплектующих к вооружениям и военной технике и делает их продукцию более дорогой по сравнению с импортируемыми аналогами. Для справки: в 2024 году Минобороны допустило к эксплуатации более 1300 образцов (400 образцов в 2023 году) вооружения и военной техники, причем почти 75% (60% в 2023 году) из них отечественного производства, а украинские дроны составили 96,2% от всех БПЛА, поставлявшихся для Сил обороны.

Да, изменения в Налоговый и Таможенный кодексы Украины, принятые в конце 2024 года, расширили налоговые и таможенные льготы на импорт сырья и комплектующих производителям ряда готовых изделий, среди которых БПЛА и системы РЭБ. Однако эти льготы не распространяются на отечественных производителей комплектующих. Поэтому те продолжают платить ввозную пошлину и НДС при импорте сырья. В результате импорт готовых компонентов становится выгоднее, чем их локальное производство. Такая ситуация является явным тормозом для развития украинского рынка комплектующих и усиливает зависимость от иностранных поставщиков.

В Совете бизнес-омбудсмена полагают, что необходимо разработать механизм, который позволяет избежать ситуаций, когда готовые изделия подпадают под льготный режим, но ключевые материалы и комплектующие для их производства остаются за пределами налоговых стимулов. Чтобы минимизировать зависимость от импорта и создать равные условия для отечественных производителей, Минэкономики, Минстратегпрому и Минобороны необходимо:

  • исследовать потенциал локального производства комплектующих, определить объем рынка и обозначить пул украинских предприятий, способных производить важные комплектующие;
  • оценить, какие производственные мощности уже есть, а какие нужно создавать с нуля;
  • исследовать инвестиционную привлекательность такого вида производства.

Уточним, что Кабинет министров Украины планирует в 2025 году инвестировать в производство вооружений 35 млрд долл., из которых 17 млрд профинансирует правительство, а остальные средства могут поступить от союзников.

Необходимо также силами Минэкономики, Минстратегпрома, Государственной налоговой и Государственной таможенной служб провести аудит эффективности действующей льготной номенклатуры. Нужно оценить, насколько расширенный в декабре 2024 года перечень кодов УКТ ВЭД является достаточным для обеспечения производства основных комплектующих к военной технике в Украине, а также проработать в сотрудничестве с представителями бизнеса потребность в расширении списка кодов, в частности, на части двигателей внутреннего сгорания, на турбореактивные двигатели, на стекловолокно.

В отличие от поставки единиц новой военной техники и некоторых ее запчастей, услуги по их ремонту и модернизации облагаются НДС. Это создает финансовое давление на основных заказчиков ремонта — воинские части и государственные учреждения, которые не являются плательщиками НДС и вынуждены уплачивать его в составе цены ремонта. Из-за этого за выделенные государством средства возможно отремонтировать меньшее количество единиц техники, а предприятия-ремонтники теряют часть заказов.

Среди решений, которые не предусматривают изменение ставки НДС или освобождение от уплаты НДС, можно рассмотреть введение специального режима обложения НДС для, в частности, услуг ремонта вооружений и военной техники. Основная цель спецрежима — сохранить действующую ставку НДС (20%), но позволить заказчику уплачивать стоимость ремонта без НДС, а ремонтному предприятию — выставлять счет без НДС, сохраняя при этом налоговый кредит за закупленные материалы.

Совет бизнес-омбудсмена предлагает следующие дальнейшие шаги.

1. Исследовать влияние текущей системы налогообложения НДС на эффективность оборонного финансирования (Минфин, Счетная палата, Минобороны, Минэкономики):

  • провести комплексный анализ финансового эффекта уплаты НДС ремонтными предприятиями;
  • оценить, целесообразно ли перенаправить часть этих средств непосредственно на ремонт дополнительной военной техники вместо их возврата в бюджет;
  • провести аудит кассовых разрывов, с которыми сталкиваются предприятия из-за замораживания средств в налоговом кредите и задержки бюджетных выплат;
  • определить, какой процент от всех оборонных расходов тратится на НДС в сфере ремонта и модернизации техники и оборудования.

2. Проработать возможности введения на период действия режима военного положения нулевой ставки НДС или специальных режимов налогообложения на услуги ремонта и/или модернизации военной техники (Минфин, ГНС, комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, Минобороны):

  • подготовить законодательные изменения в статью 195 НКУ для введения нулевой ставки НДС для операций по ремонту и модернизации военной техники по государственным контрактам;
  • провести юридическую оценку такого решения в контексте соглашений Украины с международными партнерами (в частности, с ЕС и МВФ);
  • определить четкие критерии для предприятий, которые могут воспользоваться нулевой ставкой НДС, чтобы избежать возможных налоговых схем.

Ожидается, что в 2025 году на льготное налогообложение операций по поставке продукции оборонного назначения будет приходиться основная доля среди всех налоговых льгот, и в соответствии с прогнозом это приведет к потерям бюджета в размере 82,2 млрд грн по сравнению с 75 млрд грн в 2024 году. А льготы, установленные для поставщиков РЭБ, БПЛА и бронеавтомобилей, снизят поступления в государственный бюджет на сумму 3 млрд грн против 2,8 млрд грн в 2024 году.

***

В 2022–2024 годах фактические расходы на оборонную отрасль в разрезе лет составили: 1,53 трлн грн (31% от ВВП) в 2022-м, 2,65 трлн грн (41% от ВВП) в 2023-м и 2,1 трлн грн в 2024-м. Прогнозируемые расходы на оборону в 2025 году составляют 2,22 трлн грн (26% от ВВП), но стоит отметить, что за предыдущие «военные» годы фактические расходы вдвое превышали прогнозируемые.

Источник материала
loader
loader